В МИА «Россия сегодня» состоялось заседание Координационного совета РАН и РАО на тему «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи». Его участники обсудили актуальные направления процессов обучения, обозначили наиболее востребованные научные исследования в области психологического здоровья и благополучия детей. О них мы писали в №45 «Учительской газеты». В ходе заседания было заслушано несколько докладов, содержание которых достойно того, чтобы их, как говорится, разнесли на цитаты.
В своем докладе академик РАО Виктор Стефанович Басюк обозначил ряд тезисов, связанных с совершенствованием педагогических подходов к обучению и развитию будущих поколений. По его утверждению, в последние годы все более и более актуальной становится проблема вхождения в сферу образования нового поколения детей, выросших на сломе тысячелетий. Они сформировались уже под влиянием современного сетевого сообщества и способны получать информацию из любых гаджетов в режиме онлайн. Иными словами, сегодня пространство социального развития современного ребенка задается неопределенностью и тем огромным потоком информации, которую он получает. На наших глазах вырастает поколение, чей опыт личностного становления будет основан на взаимодействии с искусственным интеллектом, который всегда под рукой. Это их собственные телефоны. В связи с этим академик отметил несколько принципиально важных моментов, которые следует учитывать в работе с такими школьниками.
Первый тезис: «В современной отечественной науке слабо проработана проблема смены поколений, не осмыслены соответствующие педагогические подходы и решения».
В педагогической науке и практике образования изучению особенностей обучения представителей разных цифровых эпох сегодня уделяется недостаточное внимание. В научных и прикладных изданиях лишь периодически возникает тема поколенческих характеристик участников современного образовательного процесса в отношении учителя, учеников и родителей. Большинство исследований (социологических, социально-психологических, философско-культурологических) не выходит в плоскость педагогической теории и практики, чего, конечно, сегодня очень не хватает системе образования. При этом именно поколенческий подход представляется одним из наиболее перспективных, способных помочь конкретному учителю скорректировать свои методики и технологии с учетом наиболее общих характеристик современных детей. Но необходимо понять также, каковы фундаментальные характеристики формирующегося будущего поколения. В свернутом состоянии они просматриваются уже сейчас и, очевидно, должны прорасти в иные формы и проявления. Мы не знаем, будут ли новые формы гиперболизированными кальками с характеристиками современного детства или станут проявлять себя как-то иначе. Необходимы большие междисциплинарные исследования, которые приблизят нас к пониманию результатов механизмов этих процессов.
Второй тезис:
«Сегодня растут поколения, в сознании которых доминируют модели познания цифрового мира».
Работа с этим контингентом – самый большой вызов для педагогики. Дело в том, что вся мировая педагогика создавалась для решения задач обучения и воспитания детей, сознание и мышление, опыт деятельности и поведение которых формировались в живой повседневности, в непосредственной практике общения с людьми и действия с предметами. Предметы и люди всегда выполняли роль посредников между культурой и задачами взросления личности, но сами пространство и среда становления были доступны органам чувств человека. Модели познания, которые формировались у человека, отражали специфику чувственного мира, в центре которого всегда находилась деятельность самого субъекта, а не ее продукт. И именно личностный вклад и продукт деятельности (качественно или не совсем качественно сделанное изделие, хорошо или плохо выученный материал, дружественная или конфликтная ситуация) становились точками отсчета для рефлексии и коррекции человеком способов своей деятельности, повышения их продуктивности. В модели познания, которая формируется у современных школьников и молодежи в цифровом мире, уже нет проблемы создания продукта деятельности как результата личностных усилий, как нет, впрочем, и самой ответственности. Познание обособлено от личностных усилий, лишено прямой привязки к непосредственной практике и больше всего ориентировано на процесс блуждания по информационным источникам, нежели на получение конечного продукта. Это в итоге способно обесценить любую познавательную деятельность. Потому неудивительно, что учителя нередко относятся к Интернету враждебно, настороженно.
Третий тезис:
«За последние сорок лет на наших глазах произошли как минимум три группы поколенческих изменений».
В первую очередь изменились способы взаимодействия с информацией. Современные дети и молодежь телефонным разговорам предпочитают обмен сообщениями, электронным письмам – текстовые диалоги в реальном времени и ведение блогов в социальных сетях. Они поняли, что получить доступ к данным важнее, чем их запомнить, привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучать ее всю, важно быстро найти нужный текст, а также суметь его оперативно использовать. Иными словами, существенно изменилось отношение к информации, и далее перемены будут становиться все более и более ощутимыми. В сознании современных школьников и молодежи станут постепенно девальвировать различия между типами информации – учебной, жанровой, развлекательной. Современные дети убеждены, что скорость получения информации важнее, чем ее понимание и рефлексия на нее. Мы также наблюдаем увеличение разнообразия способов образно-символического чтения и трансляции информации у современной молодежи. Тонкое и понимающее описание чувств и переживаний человека сменилось на мгновенный смайлик или иную динамическую картинку, в которых самые сложные человеческие реакции и ощущения находятся уже как бы в свернутом, схематичном состоянии. Сознание и самосознание при этом настроены на краткосрочное планирование.
Современное поколение детей живет сегодняшним днем. Эту черту сформировали, с одной стороны, взрывное развитие технологий, с другой – нестабильная социально-экономическая ситуация и многочисленные потрясения, которые выпали на период взросления. Психика человека адаптируется к таким вызовам, отбирая наиболее жизнеспособные программы планирования. В данных условиях востребованы краткосрочные планы, на год-два максимально, поэтому у современного поколения слабо выражено стремление к планированию на долгий срок.
Наконец, замечена острая потребность в обратной связи, социальном признании и успехе. Социальные сети сформировали ярко выраженную потребность детей и молодежи в социальном признании, при этом положительно повлияли на их стремление к самовыражению, самореализации и самоорганизации. Важнейшей характеристикой современных подростков и молодых людей является существование в системе горизонтальных коммуникаций в отличие от вертикали, исповедуемой старшими поколениями. И в этой горизонтали постоянно присутствует обратная связь, некая реакция других субъектов Сети, от которой отталкивается психика первого субъекта, формируя различные психические личностные реакции.
Четвертый тезис:
«Возникает необходимость в большом количестве научных междисциплинарных исследований в области поколенческой педагогики и психологии, обновления педагогических подходов и методологии исследований, методик обучения».
Это означает, что учителя постоянно должны давать ученикам обратную связь, отвечая на вопрос: «А что я получу, как у меня идет эта тема, что будет дальше?» В обучении должен присутствовать постоянный диалог.
Учителю нужно уметь создавать педагогическую сеть, в которой решающее значение имеет его способность получать обратную связь от детей. Однако у нас пока в этом направлении нет крупных исследований и, соответственно, нет рекомендаций как для преподавателей, так и для педагогических вузов, которые готовят учителей будущего. Мы не учим этому наших педагогов. Эмпирические наблюдения и отдельные исследования предупреждают, что педагогическое влияние на современное поколение сегодня блокируется деструктивной информацией из Интернета, которую дети не умеют идентифицировать. Насыщенность современной образовательной среды деструктивной, вредной для развития информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации, у них не сформированы критерии различия, они не видят опасности и не осознают рисков. В современном информационном обществе важно научить детей управлению информацией, правильно управлять этим хаотичным потоком и критически относиться ко всему, что есть в Интернете. Это необходимо, чтобы обезопасить их от материалов, способных причинить вред здоровью, нравственному, психическому развитию, чести и достоинству, репутации.
Пятый тезис: «Необходимы системный подход к исследованию педагогических явлений, понимание важности междисциплинарных исследований».
Педагогическая наука всегда опиралась на достижения смежных наук, в первую очередь психологии, нейрофизиологии, философии. Педагогические подходы только тогда получали свое научное оправдание, когда базировались на комплексном представлении о педагогическом явлении. Поэтому, чтобы проработать подходы к развитию будущих поколений, нам необходимы данные других наук, которые имеются пока не по всем направлениям. Так, например, одним из ключевых факторов, негативно влияющих на результативность образовательного процесса в школе, является социокультурный разрыв между учениками и учителями, а также между самими педагогами как представителями разных поколений. Нам необходимо ответить на вопросы о природе различий и механизмах их возникновения. Очевидно, что социокультурный разрыв между участниками образовательных отношений эффективно преодолевается через диалог в контексте субъектного подхода, но нужна комплексная междисциплинарная аргументация, которая способна сформировать теоретическое обоснование.
…За последние тридцать лет в педагогической практике наблюдается уклон в индивидуальность, индивидуализм, персонификацию, индивидуальные маршруты образования. Однако при этом забывается важный момент: путь личностного становления – это всегда путь активной деятельности и общения в том или ином значимом сообществе. Человека необходимо рассматривать как социальную единицу и уникальную личность. Поэтому следует заново осмыслить и воссоздать культуру совместности в обучении и воспитании. Ведь только в этом процессе можно сформировать именно личностные черты, которые помогают юному человеку занять свое место в сложном социуме общественной жизни.
Современная педагогика связывает качество образовательной среды, личностное развитие и качество достигаемых результатов. Но здесь мало выстроить комфортные школы и предложить в них разумную организацию процесса, жизненно необходимо спроектировать такую систему отношений, которая создавала бы в первую очередь благоприятный климат для личностного развития. И конечно же, это возможно только при тесном взаимодействии врачей, психологов и педагогов.
Ника ТКАЧЕНКО, Москва
Комментарии