search
main
0

Пять концертов в Италии, неделя в Японии. Неплохо для музыкантов, не знавших нот

Когда два года назад в Московский кадетский музыкальный корпус набрали первых воспитанников, не имевших представления о том, что такое игра на музыкальных инструментах, пение и сольфеджио, многие предрекали крах доброму начинанию. К счастью, скептики ошиблись. Недавно духовой оркестр кадетского корпуса вернулся из Японии, где был на гастролях.

Мы знали, что в этом учебном заведении конкурс – 6 человек на место, и были готовы к самым разным сюпризам. Но реальность превзошла все ожидания: первой, кого мы встретили на пороге, была давняя знакомая – Ольга Евгеньевна Соболева, 12 лет назад победившая в конкурсе «Учитель года Москвы» и вошедшая в пятерку лучших на Всероссийском конкурсе. Ее портрет висит в столичном Доме учителя. Красавица с обаятельной улыбкой, умница и профессионал-педагог с тех пор получила диплом педвуза о высшем филологическом образовании и теперь работает заместителем директора кадетского музыкального корпуса по воспитательной работе.

– Меня сагитировал перейти сюда наш директор, Михаил Юрьевич Горемыкин. Я согласилась и с тех пор ни секунды не пожалела, – рассказывает Ольга Евгеньевна. – Педагогический коллектив замечательный, много педагогов-мужчин, относятся они к воспитанникам как к родным детям. Я своего сына с удовольствием отдала сюда учиться. Преподаватели здесь имеют свою форму – темные костюмы с эмблемой корпуса, которые носят по праздникам и торжественным случаям, ну а воспитанники, естественно, – кадетскую. Все удивительно подтянуты, строги и в то же время постоянно чувствуется какой-то особый настрой. Лирический что ли, без которого никак нельзя людям творческим. Скажем, вместо традиционных звонков на урок здесь звучит музыка, из классов доносится хоровое пение, а учителя вместе с учениками склоняются не только над книгами, но и над нотами. Каждый этаж имеет свой цвет стен, занавесок, мебели, свою эстетику, каждая лестница символизирует одно из времен года, что подчеркивается развешенными репродукциями. Здание делится на две части, в одной идут обычные занятия по предметам, в другой – музыкальные, причем стены музыкальной части здания звуконепроницаемы.

У нас отношения с коллегами из регионов стали немного напряженными, – говорит Сергей Лугачев, начальник отдела кадетских учреждений Департамента образования Москвы. Мы выпадаем со своими столичными кадетскими корпусами из традиционных представлений о них. В регионах кадетские корпуса создавали бывшие офицеры, которые хотели сделать их учреждениями, готовящими исключительно к военной службе, то есть военизированными, где дети воспринимаются так же, как взрослые солдаты и матросы. Мы считаем, что кадетские учебные заведения должны готовить детей для государственной службы, а вот какой – военной или гражданской, – покажет будущее.

Музыкальный кадетский корпус – один из двенадцати кадетских учреждений, работающих по московской модели, в то же время уникальное учебное заведение, после окончания которого ребята получают аттестат об окончании обычной школы и свидетельство об окончании музыкальной. Но учебный курс не делится, как здание, на две части, все переплетено, взаимосвязано.

Многие кадеты намерены служить в армии. Во всяком случае, один из воспитанников – красавец Арсен, уже два года обучающийся игре на саксофоне, – изложил свои жизненные планы так: «Сначала отслужу, оценю, по мне ли военная служба, а потом, может быть, пойду учиться на мехмат или физфак МГУ имени М.В.Ломоносова».

Одна из особенностей корпуса – «сейф откровения», в который каждый воспитанник может положить свой вопрос, и получить на него ответ на доске или в режиме «свободного микрофона» в актовом зале.

Мы идем с директором Михаилом Горемыкиным по зданию, заходим в уютную учительскую и видим на столе огромную бумажную простыню, сплошь в каких-то квадратиках. Оказывается, это общешкольное расписание.

– Дети находятся у нас с 8.45 утра до 18.40 вечера, мы работаем в режиме полного дня, – объясняет Горемыкин, – и у каждого из 215 детей свое расписание, сочетающее и индивидуальные занятия, и групповые: общеобразовательные (русский язык, литература, история, математика и так далее), предметы музыкального цикла (сольфеджио, хор, музлитература, специальность), спортивные занятия (рукопашный бой, разлиные секции, плавание), бальные танцы, живопись. Запомнить расписание со всеми этими часами и номерами классов кажется невероятным, но Михаил Юрьевич выводит нас в коридор и объясняет, зачем на стенах висят обычные мониторы, которые при ближайшем рассмотрении оказываются совсем необычными. Это часть специальных компьютеров, объединенных в единую сеть и позволяющих каждому воспитаннику открыть на экране индивидуальное расписание, узнать, где, когда и в какое время, по какому предмету у него состоится занятие. Кстати, информационные технологии в кадетском корпусе используются весьма продуманно. Скажем, лингафонных кабинетов здесь нет, но в одном из двух компьютерных классов есть специальные программы, которые позволяют изучать иностранные языки. В библиотеке есть небольшая медиатека с рабочими местами для того, чтобы дети могли получить необходимую информацию, в том числе и из интернета. Видно, для кадетского корпуса городской бюджет денег не жалеет. Например, в репетиционном оркестровом зале установлена современная американская акустическая система, в актовом зале – дорогой белый рояль, в столовой – швейцарское оборудование (спасибо префекту!). На одного кадета корпус тратит более 53 тысяч рублей в год. На эти деньги кадета учат, одевают, обувают и кормят. Причем взносов с родителей не собирают. Когда нужно было отремонтировать и оборудовать для корпуса старое здание, городской бюджет выделил 28 миллионов рублей, 12 миллионов дал префект Южного округа, а 14 миллионов – Департамент образования. Мэр Юрий Лужков подарил корпусу автомашину «Газель» и снегоуборочную машину. Автобус получили за счет целевой программы Департамента образования «Школьный автобус».

В кадетском корпусе всячески поощряется творчество педагогов, чьи замыслы воплощает школьный дизайнер. В кабинете биологии, например, в макетах представлена растительность средней полосы России, в кабинете географии стоят огромные макеты всевозможных земных рельефов, здесь можно увидеть даже настоящую пещеру со сталактитами. А в кабинете литературы оборудован Пушкинский уголок с импровизированной сценой, с предметами старинной мебели, камином, канделябрами. Все это называют гостиной: здесь читают стихи и лекции, устраивают поэтические вечера.

В оркестровом кабинете кадеты исполняли «Солдатушки, браво, ребятушки», и это было замечательно. Не верилось, что трубачи и барабанщики еще два года назад не знали нот. Всему, что умеют, их научили здесь. В заключение замечу, что оркестр кадетского корпуса открывал Дни культуры России на выставке «ЭКСПО-2005» в Японии: неделю отработал в Стране восходящего солнца вместе с хором Пятницкого, а перед этим дал пять концертов в Италии по приглашению министерства образования этой страны. Как говорится, то ли еще будет, ведь кадетский корпус свою работу только начал.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Урок русского языка ведет Ольга СОБОЛЕВА

В расписании спортивные занятия ежедневно

Литературный вечер в Пушкинской гостиной

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте