search
main
0

Пути и перепутья

ЕГЭ как инструмент обучения и воспитания

Продолжение. Начало в №4-9

Начавшееся переосмысление собственного преподавания где-то в течение нескольких лет привело меня к принципиально иному взгляду на назначение уроков литературы в школе и методы ее преподавания. Обо всем этом я впервые сказал громко и публично в своей статье, напечатанной в «Новом мире».

 

Давайте с этих позиций подойдем к сочинительной части ЕГЭ по русскому языку. Тем более что экзамен этот сдают все, а в самом экзамене именно сочинительная часть приносит больше всего баллов – 24.

Что собой представляет сочинительная часть ЕГЭ по русскому языку? Я беру текст пособия по подготовке к экзамену с типовыми экзаменационными вариантами и ответами на поставленные вопросы 2023 года. У меня дополнительный тираж в 100000 экземпляров. Очевидно, и основной был не меньше. Итак, все по порядку.

  1. Это текст, взятый из произведения писателя, предложенный ученику для размышления и сочинения. Имя, отчество, фамилия автора этого текста названы, как и даты его жизни. Но название произведения, из которого взят текст, не указано, как и время его опубликования.
  2. Все годы и во всех вариантах после приведенного текста написано не «Л.Н.Толстой», «А.П.Чехов», «К.Г.Пау­стовский», а «По Л.Н.Толстому», «По А.П.Чехову», «По К.Г.Паустовскому». Это сопровождает всех писателей на протяжении всех экзаменов во всех текстах. Их всех редактируют, исправляют, делают с ними все, что хотят. Я спросил знакомого писателя, получил ли он запрос на разрешение на все переделки в своем тексте, который оказался введенным в экзамен. Оказалось, что он вообще узнал об этом только от меня. Но в большинстве случаев спрашивать разрешения не у кого – в пособии 2023 года 60% текстов были написаны более ста лет назад.

Хорошо помню, как в «Новом мире», в котором я печатался много лет, проходила обязательная проверка цитат. При этом для проверки классиков можно было сверять только с академическими собраниями сочинений. Ограничусь лишь двумя примерами, о которых рассказал в двух статьях в «Знамени».

Поскольку экзамены сдавали в другой школе, я просил своих учеников после экзамена прийти ко мне. И вот рассказывает мой ученик о своем сочинении и говорит, что не совсем разобрался в нем. Был предложен текст из рассказа Леонида Андреева. О какой войне в нем идет речь, непонятно. В ванной комнате сидит человек без ног, в той же комнате его брат и слуга. Они ведут разговор об ужасах войны. Через некоторое время я достаю информацию о тексте, которая на экзамене лежит перед экспертом, проверяющим работу, – он сравнивает ответ пособия и то, что написал ученик. В информации написано о том, что «война безумна, бессмысленна, противоестественна по своей природе». (В тот же день и в том же помещении другой мой ученик пишет по тексту Виктора Некрасова. Там написано, что на войне «проявляется в полной мере патриотизм, выражающийся в защите своей родной земли».)

Дома нахожу в собрании сочинений Леонида Андреева этот рассказ, он называется «Красный смех». Я уже знал, как заканчивается рассказ в тексте, предложенном на экзамене. «Брат позвал слугу, и вдвоем они вынули меня из ванны и одели. Потом я пил душистый чай и думал, что можно жить и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился к работе. Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я решился начать чтение, перебирая книги, лаская их руками. Как много во всем ума и чувства красоты…» На этой оптимистической ноте о том, что жить можно и без ног, тем более когда ты живешь в красивом мире, где все сулит наслаждение, ученик наш и прощается со школой – больше уже ему не придется писать в ее стенах.

На самом же деле рассказ кончается совершенно по-другому. «А теперь надо работать, серьезно и с уважением к труду», – сказал я. Я взял перо, чтобы сделать заголовок». Но «перо натыкалось в бумагу, неудержимо скользило в сторону и выводило безобразные линии, оборванные, лишенные смысла». А через страницу мы узнаем, что герой этого рассказа обезумел и через два месяца умер.

Но «Красный смех» для меня лично на этом не кончился. В конце августа меня вновь пригласили в Совет Федерации. Я решил заглянуть на сайт ФИПИ. И обалдел: на сайте как демонстрационный вариант для будущего года висел этот же рассказ. На большом совещании был заместитель министра просвещения. Я обратился к нему. Был убежден, что этот вариант снимут. Но он провисел весь учебный год (проверял).

А через несколько лет демонстрационным вариантом стал рассказ Виктора Некрасова про Сталинград, ну, не текст рассказа, а их привычное «По В.П.Некрасову».

Некрасов воевал не только в Сталинграде. Центральная газета его, прошедшего Сталинград, обозвала туристом с тросточкой. Его травили из-за того, что он добивался создания мемориала на месте Бабьего Яра. Его исключили из советской школы. Его, защитника родной страны.

Приведу выразительный документ:

 

Для служебного пользования

Экз. №1

4 апреля 1975 г.

Министрам просвещения (народного образования) союзных республик 

Академии педагогических наук СССР

Редакции «Учительской газеты»

Ученому методическому совету при Министерстве просвещения СССР

 

Министерство просвещения СССР предлагает нам дать необходимые указания местным органам народного образования, школам и внешкольным учреждениям о том, что произведения В.П.Некрасова во всех классах средней общеобразовательной школы не подлежат изучению и не должны использоваться на уроках и во внеклассных занятиях.

Соответственно изъять всякие упоминания об этом авторе и его произведениях из программы, учебников, программ факультативных курсов и всех методических и учебных пособий, издаваемых в республиках.

М.Кондаков

 

Потом книги Некрасова вернутся на родину. Попадут в ЕГЭ. Но часть читателей уже будет потеряна.

Летом 1996 года я был в Париже с туристической группой. По программе нас повезли на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

– А это могила Некрасова.

– Нашего поэта Некрасова?

– Нет, прозаика Некрасова.

– Так зачем же вы нас сюда привели?

Вернули Некрасова в порядке выполнения плана патриотического воспитания. Все-таки Великая Отечественная война, Сталинград.

Теперь посмотрим, как вернули.

Небольшой рассказ. (Авторский текст я разыскал в Интернете. На экзамене нечто иное.) Три человека, оставшиеся от роты, защищают свой рубеж.

Позвонил в Центральный музей Вооруженных сил России. Спросил, сколько человек в роте. Мне сказали, что вообще-то в роте 100 человек, но в Сталинграде…

Сравниваю текст, включенный в экзамен, и авторский текст. Снято 25 предложений. Основное направление «прополки»: поменьше жертв, поменьше крови – сделать полегче. Снято: «Последний раз, когда я там был, – это было недели три назад, – я с довольно-таки неприятным ощущением на душе перебегал эти двадцать метров, отделяющие окопы от насыпи. Хотя была ночь и между ракетами было все-таки две-три минуты тишины». Снято упоминание о ранении рассказчика. Снято «Когда вернулся в полк, Конакова уже не было – тоже был ранен и эвакуирован в тыл».

Они даже позволили себе Некрасова редактировать! У писателя Конаков говорит: «С людьми только беда». В экзаменационном варианте: «С людьми только сложно». Какие, в самом деле, могут быть беды у героических защитников Отечества?! Дошло до того, что убрали из текста «закурил цыгарку». Какая цыгарка, когда мы боремся с курением?!

Посмотрел заодно шпаргалку в Интернете по повести Некрасова «В окопах Сталинграда». «15675 человек посмотрели эту страницу. Узнай, сколько человек из твоей школы уже писали это сочинение».

О трепетном отношении к русской классике я и не говорю. На репетицию экзамена в школу прислали текст рассказа Чехова. Естественно, «По А.П.Чехову». Там три персонажа, но один не поместился. Его убрали, а слова его разделили между двумя оставшимися. Простите, Антон Павлович…

А вот текст Гюго, но написано «По Л.Н.Толстому». Дома разобрался. У Толстого есть большой том для ежедневного чтения. На переплете, естественно, имя Толстого. А читать предложено среди других и Виктора Гюго.

А если бы вы знали, как достается ребятам, у которых сочинения не совпадают с информацией о тексте, лежащей перед проверяющим! Я одно блистательное сочинение напечатал в «Учительской газете». Не помогло. У проверяющего был другой текст информации о тексте. Самим-то можно делать с писателями все, даже внедрять всякого рода изобретения…

  1. В тексте для сочинения все предложения пронумерованы – все предложения у всех писателей. Представляете, текст написал Пушкин (Толстой, Чехов, Куприн, Паустовский), а номера поставили в ФИПИ. Я когда это вижу, а видел каждый год, пока принимал экзамен, всегда вспоминаю одно и то же. То, что в детстве видел в продуктовом магазине. В мясном отделе висел большой стенд, на котором изображена была схема разрубки туши: вот тебе филейная часть, вот грудинка, вот шейка.

В тексте сочинения цифры указывали места, где нужно было именно про это предложение ответить на вопрос. Причем все эти вопросы не имели никакого отношения к смыслу текста для сочинения. Но зато ответы на эти вопросы приносили баллы. Но каждый раз, когда я видел «разрубку туши» на тексте Толстого и Чехова, у меня было ощущение, что все это не литература, а приготовленная к разделке мертвая туша. Я потом на двух примерах покажу, как все это калечит написанное писателем.

О чем же все эти тексты, которые предложены для сочинения? Прежде всего о времени, когда они были написаны.

Вот пособие 2023 года. В вариантах 36 текстов. 61% из них написаны более ста лет назад. 25% – более пятидесяти лет назад. Пять текстов поближе к нашему времени. Четыре текста о доме, о семье, о детстве, о юности. Но чьих конкретно? Льва Толстого, Федора Достоевского, Николая Лескова. Я был в Пушкинском лицее, в Ясной Поляне Толстого, в доме, где прошло детство Достоевского. Это было другое детство, иная жизнь, чем у наших учеников. Напомню, что все мои ученики десятилетиями писали сочинения о той жизни, в которой они жили тогда.

  1. Какие же проблемы рассматривались в этих текстах для сочинения? Опять же напомню, что в сочинениях моих учеников – о тех проблемах, с которыми они жили. Авторы сочинений должны написать об одной из проблем, поставленных автором, и сформулировать позицию автора. Для того чтобы научить учеников отвечать на эти вопросы, в конце пособия приводятся образцы информации о текстах. В них по несколько тезисов о проблемах с изложением позиции авторов.

Приведу лишь по одному вопросу с проблемой и по одному ответу о позициях авторов, чтобы дать ощущение круга проблем.

В чем заключается особенность взаимоотношений человека и природы? Человек неразрывно связан с природой, он ее часть.

Какой должна быть настоящая любовь? Настоящая любовь жертвенна, но это должна быть добровольная жертва.

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Без совести легче делается «уход человека», ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать, клеветать.

Есть ли в жизни счастье? Человек не может и не должен чувствовать себя довольным и счастливым, когда есть несчастные.

В чем наиболее полно раскрывается назначение человека? Творчество, будь то научное, техническое или художественное, наиболее полно раскрывает назначение человека.

А другие профессии? А материнство? А учительство?

Что способствует духовному развитию человека? Подняться над глупостью и пошлостью к вечным ценностям человеку помогает привычный процесс чтения книг.

В чем заключается главная задача культурного человека? Главная задача культурного человека заключается в деятельном служении ближним.

Судите сами.

  1. «Сформулируйте позицию автора». Это невозможно.

Открываю рассказ Чехова «Ионыч»:

«Шел он и всю дорогу напевал:

Твой голос для меня, и ласковый, и томный…

Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать».

А вот Старцев покупает новый дом:

«…когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит:

– Это кабинет? Это спальня? А тут что?

И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот».

Но это рассказ. А если это роман? И всюду одно и то же одинаковое отношение?

Лев Айзерман

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте