Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Общество

Путеводитель по оркестрам

УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Сейчас можно довольно часто услышать, что академическое искусство находится в упадке, что постановки не выдерживают критики, а уровень исполнения не тот, как был раньше. Ответить на это можно двояко: и да, и нет. Что же делать в этой ситуации зрителю? Быть очень аккуратным и предельно внимательным в выборе мероприятий культурного времяпрепровождения! Благо что выбор пока все же есть.

Театрально-концертная афиша Москвы этой осенью выглядела достойно и разнообразно. Несмотря на введенные временные ограничения и изменения в планах и программах, жителям и гостям столицы пока есть куда сходить, что посмотреть и что послушать.

Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко завершил показы оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы». Это совместная постановка с оперным фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов.

Для Стравинского – мастера короткой формы в опере и балете – это невиданный пример огромной партитуры (примерно 2,5 часа). В основу оперы композитор положил серию гравюр художника XVIII века Уильяма Хогарта. Композитор рассказывает нам, что случается с людьми, когда они получают именно то, что просили.
Сюжет про исполнение и жажду желаний, про расплату по счетам, настоящую любовь и превратности судьбы создала команда постановщиков под руководством Саймона Макберни. Как известно, композитор предупреждал будущих постановщиков о необходимости следовать четкой морали оперы, а не уходить в реальные картины.

Спектакль удивительно стильный, обаятельный и милый. Исполнители главных ролей в спектакле – Богдан Волков, Дмитрий Зуев, Мария Макеева, Роман Улыбин, Эндрю Уоттс, Оксана Корниевская, Валерий Микицкий – точно попали в образы не только зрительно, но и музыкально, вокально. Хочется отметить и работу оркестра, возглавляемого Тимуром Зангиевым, и хора под управлением Станислава Лыкова.

У театра закончилась лицензия на спектакль, а жаль. Настоящий удачный спектакль мирового уровня, осуществленный совместно с ведущими европейскими театрами, сейчас большая редкость в России.

Московский театр «Новая опера» в очередной раз представил оперу Джузеппе Верди «Набукко» (режиссер Андрейс Жагарс). Именно с этой оперы началось триумфальное шествие музыки знаменитого итальянца по всему миру, ведь историю оперного искусства просто невозможно представить без Верди. Его перу принадлежат 26 опер, многие из которых («Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Аида», «Отел­ло») звучат со сцен оперных театров всего мира уже более 150 лет.

Опера полна энергии, драматизма, маршеобразная музыка захватывает зрителя полностью. Огромная роль отведена хору, благо есть что петь. В то же время партии главных героев мелодичны, гибки, красивы, виртуозны. Стоит обратить внимание и на ансамбли, коих в опере множество, которые являются ее подлинным украшением. Верди в «Набукко» создал и свой первый шлягер – хор пленных иудеев «Va, pensiero…» («Лети, мысль, на золотых крыльях»), получивший статус второго национального гимна Италии.
Именно его пел народ и на похоронах самого Верди.

«Набукко» повествует о древних временах, когда происходит глубокий религиозный конфликт между двумя народами. В центре оперы одна царская семья: царь Набукко и его две дочери – Фенена и Абигайль.

Режиссер и его команда для постановки выбрали период 1930‑х годов, когда страх перед будущим охватил Европу, а люди чувствовали приближение большой войны. Место действия выбрано не случайно, метрополитен – это убежище для людей.

В спектакле приняли участие Анджей Белецкий, Хачатур Бадалян, Отар Кунчулиа, Ольга Терентьева, Полина Шамаева и другие, за пультом – главный дирижер театра Александр Самоилэ.

Хочется обратить внимание, что спектакль прошел практически при пустом зале (из-за введенных ограничений). Порой складывалось ощущение, что играют и поют именно для тебя: трогательно, неравнодушно, эпически, мощно. Опера вызвала множество личных ассоциаций, заставила посмотреть кучу записей в Интернете, а мелодии Верди напеваются и месяц спустя.

В «Новой опере» неделю спустя был представлен уникальный концерт «Музыка любви» не только творческого, но и семейного дуэта Алексея Татаринцева и Агунды Кулаевой. Впервые данную концертную программу певцы представили еще в 2013 году, а каждый концерт в эти годы был уникален и неповторим, поскольку пополнялся новыми ариями и дуэтами.

Программа нынешнего концерта была представлена в камерном варианте и была посвящена исключительно музыке русских композиторов: в первом отделении прозвучали романсы, во втором – арии и дуэты из опер.
Партию фортепиано исполнил Дмитрий Сибирцев, партию виолончели – Екатерина Христова.

На бис от супружеской четы прозвучала элегия «Не искушай меня без нужды» Михаила Глинки, которая была посвящена памяти недавно ушедшего из жизни тенора Владислава Пьявко. Это произведение знаменитый певец исполнял в дуэте со своей не менее известной супругой Ириной Архиповой. Татаринцев и Кулаева исполнили элегию проникновенно, любовно и трогательно, наполнили личностным содержанием. Так раньше и пели великие Владислав Иванович и Ирина Константиновна. Хорошая смена поколений и соблюдение традиций.

Хорош был и концерт Российского национального оркестра в Большом зале Московской консерватории. Изначально в программе планировалось исполнить знаменитое произведение чешского композитора Бедржиха Сметаны «Моя родина», однако из-за введенных ограничений оркестр на сцене пришлось сократить, программу поменять. Михаил Плетнев и его оркестр повторили фортепианные концерты, которые московская публика уже слышала в сентябре, правда, на двух разных концертах. Такого количества выступлений в качестве пианиста Михаил Плетнев не давал достаточно давно.

Были исполнены Концерт №3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и Второй фортепианный концерт Камиля Сен-Санса, в которых солировал Михаил Плетнев, а за дирижерским пультом был Андрей Рубцов. Отметим, что эту программу с блеском представили во время недавних гастролей по городам России. Публика наградила музыкантов долго не смолкавшими овациями, после которых Михаил Плетнев исполнил на бис Ноктюрн Фредерика Шопена. Программы вроде бы и одинаковые, а насколько разное исполнение, с новыми красками и оттенками, да и сам зритель за полтора месяца изменился, более подготовился.

Завершить хочется фразой одной заядлой меломанки, услышанной случайно где-то в гардеробе: «Разве больные пойдут на концерт?» Встречи с живым искусством приятны, полезны и очень важны. Правда, с соблюдением необходимых правил и требований. Выбирайте то, в чем уверены полностью, тогда не придется жалеть о потраченном времени или деньгах.

Дмитрий ПАРНОВ, фото Даниила КОЧЕТКОВА («Новая опера»), Сергея РОДИОНОВА (МАМТ), Ирины ШЫМЧАК (РНО)


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt