Транспорта на наших дорогах становится все больше, и, к сожалению, число несчастных случаев с детьми тоже растет. Важно как можно раньше научить их правильно вести себя на улицах и дорогах, познакомить с основами дорожного движения. Они должны знать о возможной опасности, которую таит в себе проезжая часть.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
В начальных классах знакомство с правилами дорожного движения лучше проводить в игровой форме, соревнованиях, то есть при активном подвижном участии самих детей.
Еще Жан Жак Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без него немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. А мы бы добавили, что здесь необходимо в первую очередь соблюдать правила безопасности.
В конце каждого учебного года в нашей школе проводится «Праздник Детства», в рамках которого устраиваются игры-соревнования по правилам дорожного движения. Цели их таковы: проверить знания учащихся этих правил; развивать навыки их применения; учить детей определять и предвидеть опасность дорожных ситуаций и находить способы их избежать.
В играх-соревнованиях принимают участие ученики 2, 3 и 4-х классов.
Праздник начинается с общего построения, приветствия и напутствия работников ГИБДД. Классным руководителям раздаются маршрутные листы, в которых указаны этапы игр-соревнований и последовательность их прохождения.
Этапы игр-соревнований чередуются в таком порядке: сначала – спортивная игра – эстафета, затем – интеллектуальная игра, снова – спортивная игра – эстафета, затем снова – интеллектуальная игра и т.д. Такое чередование дает возможность ребятам получить физическую разгрузку, отдых на этапе участия в интеллектуальной игре. Во время интеллектуальных игр им предоставляется возможность проявить свою эрудицию, смекалку и, конечно же, знания в области ПДД. Задания интеллектуальных игр – это вопросы билетов по правилам дорожного движения, вопросы викторин, загадки, пояснение аварийных ситуаций по иллюстрации, кроссворды.
Все задания для интеллектуальных игр подобрали и составили с учетом возраста учащихся (для 2, 3, 4-х классов свои отдельные задания) молодые учителя начальных классов. На этапы соревнований классы перемещаются параллелью (например, все вторые классы – на этапе «Эстафета «Бег змейкой», в это время все третьи классы – на этапе «Эстафета с мячом», а четвертые – на этапе «Эстафета с обручами»). В соответствии с выделенным на этапы временем, а это не более 10 минут, команды, пройдя свой первый этап, отправляются на второй в соответствии с указанным на маршрутном листе.
В организации игр-соревнований участвуют одиннадцатиклассники. Они проводят судейство на этапах («станциях»), вносят очки, полученные участниками, в ведомость. За день до мероприятия старшеклассники проходят инструктаж, где им их задачи объясняются, вручается программа соревнований, листы с заданиями для интеллектуальных игр.
Примеры заданий интеллектуальных игр даны в приложении.
1. «Змейка».
Эстафета – бег «змейкой» от старта до финиша напротив каждой команды устанавливаются 5-6 кеглей на расстоянии 40-50 см друг от друга. По команде «Марш!» все участники по очереди от старта до финиша и обратно обегают «змейкой» кегли.
2. «Мой веселый, звонкий мяч».
Эстафета с мячом – ведение мяча участниками команд по очереди от старта до финиша и обратно.
3. «Непослушный обруч».
Эстафета с обручем – участники команд катят обруч по очереди от старта до финиша и обратно.
4. «Безопасное колесо». В этой эстафете принимают участие по 5 человек от каждой команды. Эстафета – преодоление препятствий на роликах:
участник команды должен доехать (добежать) до доски, лежащей на земле, проехать по ней некоторое расстояние;
объехать «змейкой» кегли;
добежать до финиша.
Назад все выполнить в обратном порядке.
Все игры-соревнования судьи оценивают, присуждая очки, которые они вносят в ведомости (маршрутные листы):
I место – 3 очка; II место – 2 очка; III место – 1 очко.
По окончании игр-соревнований проводятся построение, подведение итогов и награждение победителей работниками ГИБДД.
Людмила ЛЕВЧЕНКО, учитель физкультуры; Юлия МИХЕЕВА, Светлана ИСАЕВА, учителя начальных классов школы имени В.М. Комарова, Звездный городок
Комментарии