Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Путешествия к знаниям во времени и пространстве. Надевая очки виртуальной реальности, школьники ощущают сопричастность происходящему

УГ - Москва, №48 от 27 ноября 2018. Читать номер
Автор:

​Подготовить учащихся к жизни в новом мире стремительно развивающихся технологий невозможно без внедрения в образовательные практики новейших технических разработок, причем выбирать из всего обрушившегося на человечество многообразия нужно именно те, которые помогут решать стоящие перед системой образования задачи наиболее эффективно, что и делают представители московской системы образования.Видео-360 не только активно врывается в повседневную жизнь современного человека, но и предоставляет исключительные возможности школам, позволяя расширить форматы проведения уроков и по-настоящему заинтересовать учащихся. Проект инициализации видео-360 в систему столичного образования был разработан при поддержке Департамента образования Москвы и активно реализуется Московским центром развития кадрового потенциала образования.

Нереальная реальностьОб учебных фильмах и сюжетах, подготовленных в формате видео-360, нет негативных отзывов даже от учителей старой закалки. Если у кого-то из них на первых порах и возникало желание отказаться от использования технологии в своих уроках, продиктовано он было в первую очередь элементарной боязнью, что придется работать с новым предположительно дорогостоящим оборудованием, отвечать за его сохранность, справляться с вероятно сложными настройками техники. Когда же выяснялось, что технология общедоступна и проста в использовании, что нужен только смартфон, который сегодня есть практически у каждого ученика, а специальные очки можно даже изготовить самостоятельно из обычного картона, отношение сразу же менялось. И в этом нет ничего удивительного, поскольку формат универсален, подходит для любых видов занятий и его преимущества очевидны всякому радеющему за результаты своих учеников преподавателю.Надевая очки виртуальной реальности, школьники не просто смотрят созданное по новой технологии видео, они как бы погружаются в него, получают ни с чем не сравнимые эффекты присутствия и сопричастности. Созданные специалистами МЦРКПО тематические путешествия и экскурсии помогают учащимся оказаться там, куда в реальности попасть сложно или даже вообще невозможно, позволяют увидеть и рассмотреть с разных ракурсов объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но имеющие высокую образовательную ценность для школьного урока. А от аналогичного зарубежного контента их в первую очередь отличает полная интегрированность в московские образовательные программы.- Если вы возьметесь искать, например, в англоязычном сегменте Интернета видео-360 для использования на уроке, – отмечают авторы видео, – в подавляющем большинстве случаев найдете созерцательные материалы с каким-то музыкальным оформлением. При этом предполагается, что всю информацию об увиденном до учащихся донесут преподаватели. Какую и в каком объеме? Наши видеоэкскурсии, напротив, создаются как составные элементы уроков по различным школьным дисциплинам – физике, химии, географии и всем остальным без исключения. Они сопровождаются не только интегрированной в сюжет графикой, но и методически выверенной учебной информацией, которая звучит из уст профессионала и может использоваться учителем как основа для более глубокого погружения в тему. В рамках мегапроекта столичного образования «Московская электронная школа» нами сняты десятки учебных фильмов в формате видео-360 для подготовки к урокам и их проведения. Все они, и это еще один очень важный момент, объединяются в циклы тематических путешествий, обеспечивая тем самым конвергентный подход, формирующий у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета, восприятие полученных знаний.Безопасное погружениеТехнология не только безопасна с медицинской точки зрения, она бесценна для некоторых категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, а также для детей, которых в силу различных причин приходится ограждать от воздействий внешнего мира.В подтверждение достаточно привести один пример. 1 сентября 2017 года сотрудники МЦРКПО помогали провести самый первый урок в новой школе центра «Русское поле», в котором проходят реабилитацию дети, перенесшие онкологические или гематологические заболевания. Урок мира проводил летчик-космонавт Олег Блинов, а его рассказ сопровождался показом космического путешествия в формате видео-360. И дети, которых стараются максимально оградить от воздействий внешнего мира, были в неописуемом восторге, ведь они смогли побывать в центре подготовки космонавтов, легендарном центре управления полетами и даже в кабине космического корабля «Союз»!А когда заместителю директора Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, директору лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Александру Карелину задали вопрос, как он не побоялся негативного воздействия новой технологии на своих детей, он назвал два аргумента. Первый – что применение смартфона в очках виртуальной реальности по воздействию фактически ничем не отличается от его обычного использования, но до сих пор нет ни одного научного исследования, которое бы говорило о вреде мобильных телефонов или коммуникаторов. Второй аргумент – что виртуальные экскурсии не превышают самые жесткие ограничения по времени, прописанные в нормативах для действительно небезвредной старой техники, использующей электронно-лучевые трубки.Учительские оценкиПо словам авторов – команды МЦРКПО, проект находится в постоянном развитии и для специалистов очень важна обратная связь с учителями. Определить их отношение к новым образовательным сюжетам, а также выявить четкие контуры их ожиданий, связанных с использованием видео-360, позволяют регулярные опросы, которые проводят в педагогической среде сотрудники МЦРКПО.- Приятной неожиданностью стали высочайшие оценки, которые учителя в ходе наших исследований поставили виртуальным экскурсиям, – рассказывают авторы экскурсий. – Более 50 процентов всех опрошенных оценили эту работу в 10 баллов из 10. Еще 26 процентов – в 9 баллов, и 16 процентов – в 8 баллов. Получить такое признание от преподавательского состава, который традиционно очень критически относится именно к содержательной части любых учебных материалов, дорогого стоит.Какие достоинства виртуальных путешествий согласно результатам опросов учителя выдвигают на передний план? В первую очередь – наглядность и зрелищность, возможность оказаться там, куда в реальности попасть очень и очень проблематично. Возможность увидеть с любым уровнем детализации сложные процессы, невидимые человеческому глазу. Возможность такие процессы и явления смоделировать. Отмечают они также и уникальные возможности по фокусировке детского внимания, поскольку при использовании видео-360 обучающийся всегда в центре событий и не отвлекается на внешние факторы. И, конечно же, возможности существенного увеличения объема и насыщенности информации для максимального повышения плотности урока.

Но один результат исследований следует выделить особо. Очень важно, что учителя подчеркивают пользу технологии видео-360 для развития межпредметных и конвергентных подходов к обучению. Это показатель того, что сами педагоги и руководители образовательных организаций начинают «входить» в пространство конвергентных идей. Ведь очевидно, что человек, который сам не проникся какой-то идеей, никогда не сможет донести ее до других. А значит, система столичного образования еще на шаг приблизилась к решению задачи подготовки выпускников к жизни и труду в эпоху конвергенции, в мире, где будут стираться междисциплинарные границы научного и технологического знания.

Иван ЗАТЕВАХИН, теле- и радиоведущий, кандидат биологических наук:- Я очень люблю живую природу, для меня важно, чтобы школьники научились бережно к ней относиться, а это возможно, если они будут понимать процессы и закономерности, которые в ней происходят. Для этого хорошо подходит технология виртуальной реальности – образовательные фильмы видео-360: ребята могут погрузиться в мир живой природы, научиться ее языку, видеть в городе то, на что, может быть, никогда не обращали внимания, рассмотреть животных и растения. После таких виртуальных погружений ребята научатся «читать» город, их реальные путешествия по нему станут осмысленными, они откроют нашу столицу во всем ее биоразнообразии совершенно с новых ракурсов.

Владимир РАЕВСКИЙ, телеведущий:- Я много изучаю историю Москвы, поскольку по основной профессии делаю программу о самых удивительных московских вещах, адресах и изобретениях. Могу сказать, что большинство из исследуемого нами могло случиться и появиться только в одном городе на земле, – такой здесь оказался сгусток необычных людей, смелых решений, страстей, талантов и поклонников. Наше виртуальное путешествие состоится в одну из самых плодотворных эпох в московской жизни, когда неожиданно пали оковы. В Москве стало возможно больше, чем то, к чему привыкли целые поколения. Увидеть московские адреса «оттепели» исключительно важно для понимания этого чудного времени, а увидеть их в очках виртуальной реальности – значит почти побывать там, где вершилась новейшая история страны и столицы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту