Игра-путешествие – внеклассное мероприятие, ориентированное на развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей, навыков общения младших школьников. Сценарий адресован учителям начальной школы, педагогам-организаторам внеклассной работы.
: формирование интереса к русскому языку, математике, окружающему миру, литературе; расширение и укрепление знаний.: должны быть сформированы 4 команды, выбраны названия команд, девизы, приветствие жюри, пожелание соперникам; оборудование для проведения конкурсов – по 3 кубика (синий, красный, зеленый) каждой команде, шариковые ручки, маркеры, листы бумаги. этап. Конкурсная программа. этап. Подведение итогов. Награждение.
Цели
Подготовка
I этап. Организационный момент.
Приветствие.
II этап. Конкурсная программа.
1.РУССКИЙ ЯЗЫК
1.1. Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний».
Учитель диктует слова с непроверяемыми написаниями, а капитаны записывают их на доске.
1. Береза, капуста, деревня, коньки.
2. Осина, посуда, суббота, ягода.
3. Пальто, ученик, город, русский.
4. Одежда, молоко, сапоги, ветер.
За правильные ответы – 4 балла.
1.2. Конкурс «Слова-змейки».
Один представитель команды записывает на листе бумаги слово – имя существительное, затем другие игроки по очереди придумывают слова, которые должны читаться с последней буквы предыдущего слова. Через 2 минуты участники зачитывают слова-змейки вслух.
Оценивается количество правильных ответов.
1.3. Конкурс «Вспомни правило любое и примером подтверди».
Представители команд вспоминают некоторые правила, изученные во 2-м классе, записывают примеры. Рассказывают правила.
За объяснение начисляется 5 баллов.
1.4. Конкурс «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
Учитель диктует текст. На отдельном листе бумаги первый член команды записывает только одно слово, передаёт лист для записи следующего слова второму члену команды, тот – третьему, и так слова записывают по очереди все ребята в команде. Получается своего рода эстафета. После того как весь текст диктанта записан, команды вместе проверяют и передают его в жюри для оценки.
Текст диктанта
Ребята собрались на квартире у товарища. В пятницу в классе будет конкурс диктантов. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ребята записывают в тетрадь, потом вместе проверяют работу.
За правильность и аккуратность начисляется 5 баллов.
1.5. Конкурс «Исправьте ошибки».
Зашвырнула буря в сат
Трёх невиданных сланяд.
Каждый чють побольше лошки!
Копошатся на дарошке.
За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл.
1.6.Подведение итогов.
2.МАТЕМАТИКА
2.1. Конкурс капитанов.
Капитаны получают по три кубика (красный, синий, зелёный) и выполняют задание одновременно. Необходимо построить башню по следующим указаниям:
а) красный кубик выше синего, а зелёный между ними;
б) зелёный кубик не нижний и не верхний, а синий выше красного;
в) синий кубик в середине, а красный ниже зелёного.
За каждую правильную башню начисляется 2 балла.
2.2. Конкурс «Разминка».
Командам поочерёдно предлагаются вопросы:
– Если эту цифру перевернуть, то число, которое оно показывает, уменьшится на 3. Что это за число? (9)
– Когда мы смотрим на цифру 3 и говорим 15?(Когда эта цифра на часах)
– У одного брата 4 яблока. Одно он разрезал пополам. Сколько теперь у него яблок? (4 – 3 целых и 1 разрезанное)
– Три человека ждали поезд 3 минуты. Сколько времени ждал каждый? (3 минуты)
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.
2.3. Конкурс «Продолжи последовательность».
Постарайся понять правило, по которому составлен числовой ряд, каким должно быть следующее число? Почему?
1 2 2 3 3 3 4 4 4 . . . (5 5 5 5 5 )
За правильный ответ начисляется 3 балла.
2.4. Конкурс «Найди выражения с одинаковыми значениями».
Команды выполняют задание на листах бумаги.
( 7 + 8 ) * 3 49 * 4
40 * 4 + 9 * 4 49 * 2 * 2
3 * 3 * 5 7 * 2 * 3 * 2
14 * 6 ( 7 + 7 ) * 3 * 2
( 31 + 18 ) * 4 3 * 7 + 8 * 3
( 7 + 7 ) * ( 3 * 3 ) 15 * 3
За каждое правильное равенство начисляется 3 балла.
2.5. Конкурс «Восстанови пример»
Как число 5 можно записать семью пятерками?
5 5 5 5 5 5 5 = 5
2.6.Подведение итогов.
3.ЛИТЕРАТУРА
3.1. Конкурс капитанов.
Расскажите наизусть стихотворение.
За правильный ответ начисляется 5 баллов.
3.2. Конкурс « Сказочный»
Вспомните и запишите название сказки, где есть действующее лицо – медведь. За каждое правильное название начисляется 3 балла.
3.3. Конкурс «Учимся писать стихи».
Не спешу – пишу.
В тетрадь – пять.
Составьте четверостишие, используя данные рифмы.
За стихотворение начисляется 5 баллов.
3.4. Конкурс «Кто быстрее».
Продолжить название сказочных предметов.
Цветик … (семицветик) Шапка … (невидимка)
Меч … (кладенец) Свет мой … (зеркальце)
Ковёр … (самолёт) Царевна … (лягушка)
Сапоги … (скороходы) Аленький … (цветочек)
Палочка … (выручалочка) Скатерть … (самобранка)
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
3.5.Подведение итогов.
4.ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
4.1. Конкурс «Ответь на вопрос».
– Каких животных называют: СОХАТЫЙ, КОСОЛАПЫЙ, СЕРЫЙ, КОСОЙ? И почему?
– Назовите писателей, которые писали о природе. (Пришвин, Бианки, Шим, Сладков, Паустовский, Чаплина, Снегирёв.)
За каждую правильную фамилию начисляется 2 балла.
– Как называется наша планета? (Земля)
– Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)
– Что в воде не тонет, в огне не горит? ( Лед)
– Что горя не знает, а горько плачет? (Облако)
– Какая голубая простыня весь мир покрывает? (Небо)
– Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
– Какая птичка самая маленькая? (Колибри)
– Какой самый крупный материк? (Евразия)
– Какой океан не оправдал своё название? (Тихий)
– Какое самое большое озеро? (Каспийское море)
– Кто исследовал Сибирь? (Ермак)
– Какое самое глубокое озеро? (Байкал)
– Какая самая длинная река? (Нил)
– Где живут пингвины? (В Антарктиде)
– Какой самый большой остров? (Гренландия)
– Какое самое глубокое место? (Марианская впадина)
– Какая самая высокая гора? (Эверест или Джомолунгма)
4.2.Подведение итогов.
III этап. Подведение итогов. Награждение.
Литература.
1. Балинская И. Лесовичок: Я берегу природу. М.,2002.
2. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителя. М., 1982.
3. Смирнов В.Ф., Чирва А. Н. Путешествие в страну тайн: Познавательные игры в семье. М., 1995.
4. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. Н.И. Галеева, Е.Е. Гостимская, Г.Ю.Евдокимова и др. М., 2008.
5. Учим математику с увлечением. Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. М., 2007.
6. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. О.Е. Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина. М., 2007.
7. Энциклопедический словарь юного математика. Сост. А.П. Савин. М., 1989.
Эльвира Гиниятулина, учитель начальных классов средней школы № 15 города Кемерово, участница V конкурса для классных руководителей \”Мудрая сова\”
Фото Александра Банькова
Комментарии