Можно ли добиться того, чтобы школьники страстно увлеклись историей? – Конечно! – утверждает Владислав Хабаров, сотрудник Государственного объединенного музея Татарстана. И доказывает это на деле – в основанном им историко-краеведческом лагере «Безнен Тарих» («Наша история»), которому в этом году исполнилось 10 лет. Лагерь запатентован как авторское изобретение зимой 1996 года во Всероссийском авторском обществе.
В.Хабаров вспоминает: «К этой идее мы пришли вместе с Дмитрием Бугровым, моим коллегой по музею. Его как археолога больше интересовало привлечение детей к раскопкам. Я был по совместительству руководителем клуба ролевых игр «Моргенштерн», и меня тянуло к новым формам работы с юным поколением. Обратились к администрации, там предложили тему «Волжская Булгария». Лагерь сразу «прозвучал»: в Татарстане мы заняли 2-е, в России – 3-е место. Сложилось ядро энтузиастов – детских наставников, которое в дальнейшем само определяло эпоху, в которую предстояло «окунуться» всем участникам. Однажды «побывали» даже в VIII веке до нашей эры.
Проект осуществился при содействии Госкомитета республики по делам детей и молодежи, общественного фонда «Отечество», нашего музея.
Для расположения палаточного становища был выбран лес недалеко от деревни Шураны, на высоком берегу Камы. Там руководитель лагеря еще в школьные годы принимал участие в раскопках под руководством учителя истории В.Алехина. Поэтому Владислав пригласил своего бывшего учителя поработать в лагере. В том месте находилась знаменитая булгарская крепость Кашан. Находили там и черепки, оставшиеся с V века н.э.
Раскопки, правда, бывали не каждый год: одно лето, например, пришлось расположиться напротив острова-града Свияжска, чтобы участвовать в фольклорном празднике.
Прежде чем приступить к археологическим работам, дети проходят учебно-методические занятия. Затем после окончания работ проводятся итоговые лекции по результатам раскопок, которыми руководит Д.Бугров.
Каждую смену происходит погружение в выбранную эпоху с помощью ролевых игр и ремесленных мастерских, в которых изготавливаются одежда, украшения, посуда в соответствии с выбранным историческим периодом. Кроме того, в разные годы строились макеты жилищ, однажды была воздвигнута деревянная крепость, которую «враги» брали с боем.
Работают следующие мастерские: кузнечно-слесарная, гончарная, ткацкая, ювелирная, женских рукоделий. Организуются также в зависимости от эпохи мастерские резьбы по дереву, бисероплетения, берестоплетения, изготовления циновок, литейная.
Дети вместе с руководителями мастерских, вожатыми, которые выполняют роль старейшин родов и племен, мастеров-игротехников, погружаются в нужную историческую эпоху.
В процессе ролевых игр ребята постигают особенности отношений между древними людьми, их традиции, миросозерцание.
Общие интересы так сплачивают жителей «Безнен Тариха», что и после окончания смены они часто встречаются и с нетерпением ожидают следующего лета. А те, кто окончил школу, навещают древние места. Многие из ветеранов принимают участие в играх. Некоторые из бывших воспитанников в нынешнее лето были руководителями отрядов, а точнее, вождями родов. До этого такие посты доверяли лишь преподавателям… Больше всех – 5 раз в качестве воспитанницы – путешествовала в прошлое Оля Тюрина из села Рыбная Слобода. В прошлом году она делала это уже в роли помощницы руководительницы группы, так как стала студенткой, а этим летом сама оказалась вожатой.
Каждый в лагере находит себе дело по душе. Кому-то больше нравится работать в мастерских, кому-то – проводить обряды. Например, казанская школьница Катя Игнатьева не один год с удовольствием посещала ювелирную мастерскую, где научилась делать подвески, браслеты, перстни, фибулы (застежки – заколки для одежды). Мастер Айдар особо отметил ее старание.
Другая Катя, семиклассница из Рыбной Слободы, говорит, что интереснее всего проводить древние обряды – не зря ей доверили исполнять роль знахарки.
Многим мальчишкам нравится играть в охоту и в войну, мериться силой и ловкостью в турнирах. Лагерь предоставляет для этого много возможностей. В турнирах нынче отличился сын начальника лагеря шестиклассник Егор, с малых лет путешествующий в прошлое.
Необходимо заметить, что при сражениях используются копья с мягким наконечником, мечи из прочных, но легких сплавов. В зависимости от играемого периода на воинах могут быть кольчуги, шлемы, щиты. Ход битвы определяется строгими правилами: нельзя, например, наносить удары в голову. «Раненых» перевязывают девочки. Драк при этом не бывает: здесь отношения в жизни не переносятся на игровые и наоборот.
Кульминацией жизни в лагере становится так называемая большая игра, когда обыденное относительно мирное существование сменяется на один-два дня драматическими событиями. Все племена и роды при этом получают четкие задачи от мастеров-игротехников, для выполнения которых требуется проявлять немало находчивости, смекалки и дипломатических способностей. Нередко эти события переходят в сражения, где юные бойцы демонстрируют свои доблесть, ловкость, фехтовальное умение.
За время большой игры дети глубже прочувствовали эпоху, прожили ее, применили знания по истории на практике.
В сентябре руководители и вожатые обсудили итоги нынешней смены. Итоги десятилетнего опыта намечалось подвести во время проведения Всероссийской конференции участников движения ролевых игр в Казани «Зиланткон».
Федор ЧЕРНОВ, Рыбная Слобода, Татарстан
Комментарии