Изобразительное искусство – это особый урок. Он должен быть разным, каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлеченности. Это достигается с помощью ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это является составными элементами урока и определяет различные его формы: урок-образ, урок-фильм, урок-праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-спектакль. Нестандартные формы рассмотрим на примере урока-игры и урока-праздника.
Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства преследует определенные цели. Для учащихся игра – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Для учителя – процесс ненавязчивого введения в освоение нового. Игровая деятельность поддерживает интерес, увлеченность процессом, диалог.
В отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, применяющихся в обучении взрослых и детей, игры на уроках изобразительного искусства должны иметь художественное начало, которое предусматривает переживание художественно-образного содержания.
Для учащихся младших классов применяются в основном ролевые игры, а для подросткового возраста – сочетание ролевых учебно-имитационных и деловых художественно-педагогических.
Пример: 5-й класс. Тема «Натюрморт».
Завязкой урока служит игра «Путешествие в страну «Натюрмортию».
Учитель раздает детям медальоны с изображениями героев: хрустальная ваза, чугунок, березовое полено, рулон белой бумаги, картофелина, гипсовая голова.
Ребята выходят к доске, и сказка начинается… Остальные ребята – зрители.
Жили-были в стране Натюрмортии разные предметы. Учитель просит сделать шаг вперед и сыграть свою роль.
Хрустальная ваза – высокая и изящная.
Черный – самый большой и черный…
Учитель продолжает: Собрались предметы на совет и стали решать, кто самый главный в стране Натюрмортии.
Детям раздаются короткие реплики.
Ваза. Я, потому что самая высокая.
Рулон. Я! Я! Самый белый и чистый…
Каждый предмет расхваливает свои достоинства. И начинается шум, переполох.
Потом звучит быстрая эстрадная музыка.
Учитель говорит, что в страну Натюрмортию пришёл странствующий художник и разрешил спор предметов.
Художник разделил предметы на две группы по назначению. Разделил только после того, как дети-актеры делились сами на две группы, но у них ничего не вышло.
Художник берет за руки и разводит актеров по местам.
В первой группе по центру ставит чугунок, слева прислоняет картофелину, а справа – полено.
Во второй группе центральное место занимает голова; с одной стороны положим рулон бумаги, а с другой – дополним хрустальной вазой.
Развязка
После разделения предметов на две группы художник просит ребят повторить это в технике аппликации на своих листах бумаги.
Дети расходятся по местам и в творческих группах создают коллективные работы. (Самостоятельная работа.)
Когда все готово, дети выходят к доске творческими группами и показывают свои коллективные работы на больших форматах.
Эпилог
Учащиеся демонстрируют работы, выходя к доске, рассказывают о законах композиции. Ищут ошибки в работах.
В последействии учитель дает домашнее задание – подбор репродукций по теме «Натюрморт».
Татьяна ШАРОВА, учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы п. Краснооктябрьский Куменского района Кировской области, победитель конкурса «Учитель года Кировской области-2003»
Комментарии