В 2001 году вышло постановление Правительства РФ о федеральной целевой программе “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы”. На основании его в Петербурге разработали проект региональной программы, который через какое-то время трансформировался в составную часть единой программы “Электронный Санкт-Петербург”.
На сегодняшний день “Электронный Санкт-Петербург” еще ждет своего утверждения на заседании правительства города, но тем не менее средства на информатизацию образования выделяются. По факту. Так, по словам Игоря Базлова, начальника аналитико-информацинного сектора Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, за два прошедших года сумма достигла порядка 140 миллионов рублей. В 2003 году она обещает быть не менее 70 миллионов рублей. До финансирования техника приобреталась за счет депутатских “пожертвований”. На данный момент компьютерный парк образовательных учреждений обновлен на 40%: приобретено более 300 компьютерных классов (по 13 машин).
В реализацию программы “Развитие региональной образовательной информационной среды”, как объяснил Игорь Базлов, входят три составляющие. Первая: обеспечение средствами информации и программное обеспечение. Под последним имеются в виду прикладные программные средства для преподавания различных предметов, в том числе информатики. Методисты Комитета по образованию, специалисты Университета педагогического мастерства (УПМ) отбирают программные продукты, представляющие интерес, формируют из них пакет и рассылают по районам. Задача районных научно-методических центров – ввести эти программы. Но ограниченно. Для “обкатки”. После этого будут составляться мнения о перспективности тех или иных программ. Это, считает Базлов, должно повысить эффективность использования вычислительной техники.
Вторая составляющая: кадры. Переподготовку должны проходить все, вплоть до администрации образовательного учреждения. Причем процесс этот постоянный, поскольку развитие техники ни на секунду не замедляет бег, и те, кто прошел обучение сегодня, должны будут уже завтра повышать квалификацию.
– В прошлом году мы обучили около трех тысяч человек по восьми разноуровневым учебным программам, – говорит Игорь Базлов. – 30% учителей из этих трех тысяч обучались за счет привлечения внебюджетных ресурсов: нам помогала Федерация Интернет Образования. Остальные 70% изучали информационные технологии на площадках СПбИТМО, УПМ, в районах. Но проблема кадров по-прежнему является самой острой. Случаются такие печальные парадоксы: мы обучим людей, а они, получив знания, избирают другую сферу деятельности, где им платят в три раза больше. Преподавателей информатики, что владеют современными информационными технологиями на достаточно хорошем уровне, остается все меньше и меньше.
Если говорить о третьей составляющей, то мы должны сейчас создавать свою телекоммуникационную инфраструктуру. Школам необходимо иметь гарантированный выход в глобальные информационные сети, иметь быстрый интернет. Мы стремимся найти в районах несколько опорных точек, куда выйдут выделенные каналы. На эти каналы школы будут выходить либо по выделенным линиям, либо через модемы. Думаю, что в перспективе образовательному учреждению, конечно, необходимее выделенные линии.
Сегодня в интернетской сети у нас около 500 образовательных учреждений различных типов. У них бесплатная электронная почта, есть возможность работать в живом интернете. Главное, сейчас школы не надо агитировать за информационные технологии: они оценили их достоинства.
– Существуют ли школы, где нет компьютеров?
– Их около 20%. Но в этом нет трагедии. Вполне возможно, что это небольшие школы, которым выгоднее проводить уроки в соседнем учебном комбинате.
Приведу наши последние расчеты: сегодня в петербургской системе общего среднего образования на один современный компьютер приходится 60 учеников. Это неплохой показатель. От европейских стандартов еще далеко (там 10-15 человек на один современный компьютер), но если учесть наши возможности и то, что это цифры, к которым Минобразование призывает выйти через несколько лет, то такая статистика утешает. Надеюсь, что в скором времени показатели улучшатся.
Еще одна любопытная деталь. Школы испытывают большую потребность в мультимедийных проекторах. В них – новые возможности преподавания.
Например, рассказать о явлении при помощи компьютера: попутешествовать по сосудам человека (биология), расщепить атомы (физика) и так далее. Ведь гораздо интереснее все увидеть в действии, а не только услышать.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
Комментарии