search
main
0

Путь в полтора века

6 августа войскам стальных магистралей исполняется 155 лет. Свою историю они ведут от военно-рабочих подразделений, созданных 6 августа 1851 г. для охраны и эксплуатации Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Об их прошлом и настоящем рассказывает командующий Железнодорожными войсками, Герой Социалистического труда генерал-полковник Григорий КОГАТЬКО.

Со второй половины 1870-х гг. военные железнодорожные формирования русской армии стали участниками практически всех войн и военных конфликтов, в которых участвовала Россия. Они приняли боевое крещение и с честью выполнили ряд важных задач в русско-турецкой войне (1877 – 1878 гг.) – эксплуатировали железные дороги Румынии, Болгарии, Турции, участвовали в сооружении и эксплуатации уникальных линий Бендеры – Галац и Фратешти – Зимницы, впервые в истории войн перестроили линию Унгены – Яссы так, что по ней могли двигаться поезда с разной шириной колеи.

Существенный вклад в обеспечение войск и закрепление результатов всей кампании военные железнодорожники внесли во 2-й Ахалтекинской экспедиции (1880 – 1881 гг.). Построенная ими и вступившая в эксплуатацию 20 сентября 1881 г. 217-верстная дорога от Михайловского поста до Кизыл-Арвата стала первой в мировой практике возведенной в условиях безводной пустыни.

Значительное влияние железных дорог на ход и исход вооруженной борьбы ярко показала русско-японская война 1904 – 1905 гг. Одной из главных причин поражения России стала неподготовленность ее железнодорожной сети к войне. Основные задачи на театре военных действий решала Заамурская железнодорожная бригада. Она выполнила огромный объем работ и довела пропускную способность железных дорог до 21 пары поездов в сутки.

Во второй половине XIX – начале XX века слаборазвитая и низкоэффективная железнодорожная сеть России оказалась не в состоянии удовлетворять быстрорастущие потребности экономики страны. Военные железнодорожники внесли заметный вклад в развитие транспортной системы страны, упрочили позиции России в ряде регионов на ее границах, обеспечили надежное присоединение к империи обширных территорий, содействовали их экономическому и культурному развитию.

Важную роль сыграли Железнодорожные войска в Первой мировой войне. Они выполняли разнообразные задачи, построили бронепоезда, сыгравшие заметную роль. Всего на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах до перехода войны в позиционную стадию построено около 300 км ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км пути и почти 5000 км телефонно-телеграфных линий.

В войнах и военных конфликтах военные железнодорожники демонстрировали мужество, трудовую и боевую доблесть, самоотверженность и любовь к Родине. Свидетельства тому – высокие награды, пожалованные частям за массовый героизм и глубокое уважение военнослужащих других родов войск русской армии.

27 января 1918 г. по решению ВЦИК Железнодорожные войска русской армии были расформированы, но Гражданская война быстро выявила настоятельную потребность в их воссоздании. В соответствии с приказом Реввоенсовета Республики № 41 от 5 октября 1918 г. в срочном порядке было сформировано 16 железнодорожных рот. К началу 1920 г. Железнодорожные войска представляли собой значительную силу. Всего в ходе Гражданской войны (с 1918 по 1920 гг.) они восстановили и обеспечили эксплуатацию 22000 км железных дорог, 3169 железнодорожных мостов общей протяженностью 73,8 км, 212 пунктов водоснабжения, отремонтировали 1653 вагона, 9217 паровозов и выполнили много других работ.

После войны войска приступили к восстановлению разрушенного железнодорожного транспорта страны. Их боевой опыт стал надежным фундаментом дальнейшего совершенствования и развития.

В 1920 – 1930-х гг. подразделения и части Железнодорожных войск активно участвовали в сооружении линий Орша – Лепель (132 км), Чернигов – Овруч (180 км), восстанавливали железные дороги Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. Выдающимся достижением Железнодорожных войск стало строительство 16-пролетного моста через Волгу у Саратова (1932 – 1935 гг.). Этот 1694-метровый мост и сегодня считается одним из самых крупных в Европе.

В 1939 г. при подготовке наступательной операции советско-монгольских войск восточнее реки Халкин-Гол в условиях пустынно-степной местности за 76 рабочих дней была построена 324-километровая железная дорога Борзя – Баин – Тумен. В ходе советско-финской войны в 1940 г. за 47 рабочих дней в исключительно тяжелых зимних условиях построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск – Суоярви.

Большой вклад внесли военные железнодорожники в Победу в Великой Отечественной войне. Они вступили в войну в первые ее часы и стали участниками всех крупнейших сражений. За годы войны Железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения восстановили и построили около 120000 км путей, 13022 малых мостов, 2756 больших и средних мостов, проложили 70872 км линий связи, ввели в строй 2345 пунктов водоснабжения, 182 паровозных депо и 7990 станций и разъездов, уложили 76984 комплекта стрелочных переводов, обезвредили более 2 млн. мин и фугасов, построили 10000 км новых линий. История не знала подобных примеров.

Родина высоко оценила подвиги военных железнодорожников. 26 из них стали Героями Социалистического Труда, а сержант В.П. Мирошниченко – Героем Советского Союза. 35469 человек награждены орденами и медалями. Наград удостоены также некоторые части и соединения. Так, 1-я гвардейская и 29-я железнодорожные бригады награждены орденом Кутузова и удостоены почетного наименования Варшавских. 5-я (которая получила наименование Познаньской), 30-я и 36-я бригады – орденом Красного Знамени. 1-я и 26-я бригады – орденом Александра Невского и получили наименование Кенигсбергских. 19-я – орденом Кутузова, 45-я – орденом Богдана Хмельницкого, 37-я – орденом Красной Звезды. 2-й, 20-й и 77-й мостовые, 10-й и 81-й путевые железнодорожные батальоны награждены орденом Красного Знамени, а 11-й,

15-й и 83-й путевые железнодорожные батальоны, 2-й и

12-й эксплуатационные полки – орденом Красной Звезды.

После войны войска активно включились в восстановление, реконструкцию и строительство новых магистралей, участвовали в транспортном обеспечении действий Вооруженных Сил в ходе событий 1956 г. в Венгрии, 1968 г. в Чехословакии, в 1976 г. в приграничных с Китаем районах.

1950-е гг. отмечены ростом объемов и сложности работ. Военные железнодорожники с честью справились со строительством 162 км линии Кизел – Пермь, возвели линию Морозовская – Цимлянская, которая обеспечила одну из крупнейших послевоенных строек – Волго-Донского канала.

В 1950 г. войскам было поручено строительство 186-километровой линии в горах Алтая: Усть-Каменогорск – Зыряновск. Она вступила в строй в декабре 1953 г. Велик их вклад и в строительство целинных железных дорог. 170-километровая линия Кзыл-Ту – Иртышское стала замыкающим участком Средне-Сибирской магистрали, открыла выход к основным магистралям страны из глубинных районов целины, способствовала подъему экономики и культуры Северо-Восточного Казахстана и Западной Сибири. А 192 км из 250 км на линии Куломзино – Иртышское стали связующим звеном между Средне-Сибирской магистралью и районом Омска. Всего с 1953 по 1965 год Железнодорожные войска построили 1720 км железных дорог. В 1950-х гг. возвели Западно-Карельскую магистраль протяженностью около 400 км. А в конце 1950-х – начале 1960-х гг. выполнили большие объемы работ на Украине и Дальнем Востоке, в Закавказье, Прибалтике, Сибири.

По сложности не знало себе равных строительство железнодорожной линии Абакан – Тайшет. Благодаря героическому труду военных железнодорожников, строивших наиболее сложный 236-километровый центральный участок, линия сдана в постоянную эксплуатацию в конце 1965 г. А 2 апреля 1967 г. военные железнодорожники завершили строительство линии Ивдель – Обь.

Минеры Железнодорожных войск только за 1957 – 1967 гг. обследовали свыше 5000 км железнодорожных путей, обнаружили и обезвредили более 52 тысяч оставшихся со времен войны взрывоопасных предметов. За этот труд 70 военных железнодорожников были награждены орденами и медалями.

В 1970-х гг., до начала строительства БАМа, наиболее значительным было участие войск в строительстве железнодорожной линии Тюмень – Тобольск – Сургут. Они построили свыше 5000 км вторых путей, подъездные пути к автозаводам ВАЗ и КамАЗ. В Монголии и построено 950 км путей от Улан-Батора до китайской границы. Всего же с 1975 по 1985 гг. военные железнодорожники построили более 6800 км путей, не считая работ по прокладке БАМа.

Одной из важнейших строек Железнодорожных войск стал восточный участок Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В 1974 – 1989 гг. там построено 1277 искусственных сооружений, в их числе – 50 больших, 604 средних и малых мостов, уложено 1465,8 км главных и 443 км станционных путей. На восточном плече БАМа в строй действующих вступили 25 станций и 69 разъездов, возведено более 440 тыс. кв. метров жилья, 21 школа, 27 детсадов и яслей.

Железнодорожные войска привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Значительные объемы работ выполнены при восстановлении мостов, разрушенных стихией на Сахалине, сооружений на станции Арзамас, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взрыва на станции Свердловск, землетрясения в Армении, а также на ряде других объектов.

Особая страница истории – действия в Чеченской Республике. Железнодорожные войска участвовали в строительстве линии Кизляр – Карлан-Юрт, выполнили значительный объем восстановительных работ, обеспечили функционирование железнодорожной сети региона, бесперебойность воинских перевозок и доставку грузов для восстановления экономики республики. Воинские части вели восстановительные работы при попутных разрушениях и воздействии диверсионно-разведывательных групп противника.

В Чечне более четко выявились характер и способы использования Железнодорожных войск в локальных операциях. Примером может служить создание двух отдельных восстановительных железнодорожных батальонов, в штаты которых включены бронепоезда. С самого начала возникла необходимость сопровождения воинских эшелонов, а это не было ранее предусмотрено ни одним руководящим документом. Практика доказала необходимость выполнения подобных задач, и они стали одной из основных функций Железнодорожных войск в Северо-Кавказском регионе.

С начала контртеррористической операции специальные поезда сопроводили 1278 воинских эшелонов. Перевезены 141508 человек, пройдено со сплошным разминированием 16067 км железной дороги.

Анализ действий в Чеченской Республике подтвердил большие возможности и исключительную значимость Железнодорожных войск. В восстановлении железных дорог в боевых условиях им нет альтернативы.

Воины стальных магистралей с 1945 г. по настоящее время капитально восстановили и построили свыше 40000 км железных дорог, более 43000 погонных метров больших и средних мостов, обнаружили и обезвредили десятки тысяч взрывоопасных предметов.

Свои возможности и выучку войска продемонстрировали в ходе военно-транспортного учения «Рубеж-2000», тактико-специального учения под Астраханью (2002 г.), командно-штабного учения «Восток-2003».

14 июля 2005 г. на Волге близ Ярославля выдержала важный экзамен на «отлично» не имеющая аналогов в мире наплавная конструкция железнодорожного моста-ленты МЛЖ-ВТ, уникальная и тем, что применять ее можно и в военных целях, и в чрезвычайных ситуациях.

Ныне проводится большая работа по техническому перевооружению Железнодорожных войск, созданию новых машин и механизмов, перспективных технологий. Все это позволило более чем в 2 раза повысить энерговооруженность войск.

Федеральная служба железнодорожных войск реорганизована в Командование железнодорожных войск, они вошли в состав Вооруженных Сил России. Структура и задачи войсковых соединений, частей и учреждений остаются неизменными. Как и раньше, Железнодорожные войска готовы эффективно обеспечивать выполняемые Вооруженными Силами задачи и действовать в интересах экономики страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте