search
main
0

Путь в офицеры

– Честно говоря, сам не ожидал, что стезя педагога приведет меня в кресло директора Первого Дагестанского кадетского корпуса, – признается в разговоре Магомед Бидашев. Сейчас он руководит кадетским корпусом в Махачкале.

Действительно, не мог и предположить Магомед Магомедович, когда тридцать с лишним лет назад служил матросом на артиллерийском крейсере «Адмирал Ушаков» в Севастополе, такого поворота в своей педагогической карьере. Буквально несколько месяцев назад его пригласил к себе мэр Махачкалы Саид Амиров и предложил возглавить столь необычное общеобразовательное учреждение. Ведь корпус, как и другие учебные заведения подобного рода, замыкается непосредственно на муниципальное управление образования.

Первое знакомство нового директора с кадетским корпусом оказалось весьма приятным. Коллектив учителей и воспитателей оказался на редкость удачно подобранным и сплоченным. Но удивило другое. Как на 110 рублей, выделяемых в сутки из бюджета, удавалось и удается обеспечивать детей и подростков ежедневным и полноценным пятиразовым питанием? Мне и самому, что естественно, захотелось задать вопрос заместителю директора по хозяйственной части Абдурашаду Гамидову: как такое возможно при нынешних ценах на продукты? Но увы, как истинный снабженец, он был на выезде, искал наиболее приемлемые цены, договаривался с поставщиками. Иначе нельзя, ведь детей необходимо одевать и кормить лучше, чем кого-либо.

Признаюсь, несколько необычно видеть подчиненных строгой военной дисциплине ребят 14-15 лет от роду, облаченных в чистый, аккуратный камуфляж с кадетскими погонами на плечах. Но они ведут себя, как обычные подростки. С удовольствием и азартно играют на переменах в футбол и волейбол. Педагоги в большинстве своем знают о военной службе немало. Так, заместитель директора по воспитательной работе Джафар Халирбагимов в 1999 году, во время вторжения банд Басаева в Дагестан, сразу вступил в народное ополчение, был начальником штаба одной из интернациональных бригад.

Особой популярностью, по словам преподавателя-филолога Патимат Абдуллаевой, пользуется у кадет русский язык и литература. Один лишь факт. Результаты единого государственного экзамена в нынешнем году в Махачкале оказались непредвиденными. Дагестанские выпускники показали лучшие знания правил «великого и могучего», чем их сверстники из центральных российских областей.

Патимат Касумовна объясняет данное обстоятельство степенью ответственности дагестанских школьников. И, что немаловажно, их пониманием: без прочного знания русского языка об институтском или университетском дипломе не следует и мечтать. В нынешнем году успешно сдали экзамены и поступили в военные институты Георгий Абдуллаев, Дауд Омаров, Алил Щикиев, Денис Попов. Список далеко не полон. Вот когда наступит у них первый курсантский отпуск, то все они обязательно наведаются в свою альма-матер. Тогда и станет известно точное число будущих российских офицеров.

Командир кадетской роты Нариман Абдулмагомедов – воспитатель строгий и справедливый. Иначе нельзя. Ведь к выпуску его кадеты обязаны помимо серьезной подготовки по общеобразовательным предметам получить и навыки владения оружием, серьезный набор военных знаний. Каждый воспитанник проходит полноценный курс огневой подготовки, вплоть до стрельбы со штатного оружия боевой машины пехоты. Каждое лето для кадет предусмотрены полевые сборы на базе одной из мотострелковых бригад, дислоцированных на территории Дагестана. С нынешнего года в программе подготовки корпуса появилось автодело.

Не преминул поинтересоваться взаимодействием с экипажами Каспийской флотилии. Выяснилось, что ребята неоднократно посещали корабли с экскурсиями. Профильные силовые структуры, на которые ориентирован Первый Дагестанский кадетский корпус, – это Воздушно-десантные, Пограничные и Внутренние войска, мотострелковые части, спецподразделения Министерства обороны, ФСБ и МВД. Задаю вопрос преподавателям: отчего такая привилегия сухопутчикам, ведь немало дагестанских мальчишек мечтает о флоте, буквально грезит кораблями? Они объясняют с улыбкой:

– Нельзя объять необъятное. Для будущих корабельных офицеров у нас в республике создан Морской кадетский корпус в Каспийске. Причем он обладает неплохой учебной базой.

Немного погодя попросил директора кадетского корпуса дать возможность пообщаться с ребятами. Магомед Магомедович предлагает подождать перерыва между занятиями. Учебный график здесь строг, нарушать его не вправе даже директор.

При ближайшем знакомстве ребята производят самое благоприятное впечатление – вежливые, аккуратные, с огоньком в глазах. Есть среди них и знаменитости, такие как вице-сержант Набигула Магомедов, неоднократный призер юношеских первенств Дагестана по вольной борьбе и рукопашному бою в наилегчайшем весе. Отличники – кадеты Руслан Назаров, Ахмед Гираев. Неплохо показали себя за время учебы вице-сержанты Расул Магомедов, Зеналаби Лабазанов, кадеты Рабадан Гаммаев, Фарук Мирзоев.

Насколько для 11-12-летних мальчишек было сложно втягиваться в строгий ритм учебы закрытого учебного заведения с четкой, по-военному твердой организацией? Спору нет, отвечают мои юные собеседники, тяжело было поначалу – надо было привыкнуть к непременному утреннему осмотру, к дежурствам, напряженной учебе. Всю неделю воспитанники на «казарменном» положении, увольнение домой с субботы до утра понедельника предусмотрено только для махачкалинцев. Остальным ребятам, кто живет в других городах и селах Дагестана, чтобы успеть на занятия, приходится приезжать вечером в воскресенье, накануне учебной недели. Отношения в коллективе самые дружественные. Ведь все они объединены одним званием кадета, чем весьма горды. Куда же собираются поступать после выпуска из корпуса? Ответы разнятся лишь по ведомственному признаку. Престижными у дагестанских кадет считаются военные институты Погранвойск, Министерства обороны, Рязанское высшее военное воздушно-десантное командное училище.

Первый Дагестанский кадетский корпус отметил в нынешнем году свое десятилетие. В сравнении с суворовскими и Нахимовским училищами он, понятно, проигрывает по уровню общевоинской подготовки. Но ее здесь значительно больше, чем в обычных школах. Многое значит и отношение педагогов, самих воспитанников, объединенных общей целью – служению Отечеству, к учебному процессу. По большому счету, создание кадетских корпусов было продиктовано временем. И со своей задачей они справляются. В них ребята со сложной судьбой имеют возможность получить воинскую, престижную во всех отношениях профессию, найти достойное место в жизни.

Даже если не все из кадет поступят в военные училища, они в любом случае состоятся как достойные граждане страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте