search
main
0

«Путь к сознательности и просвещенности». Тема «Положение и роль молодежи в обществе». 10-11-й классы

Молодежь такова – каково общество, как оно относится к своему историческому прошлому, старикам, к своему будущему – детям и своей роли в нем. Очевидно, что познание собственно молодежных проблем невозможно без познания всего общества. Но существует и обратная связь, обратное воздействие молодежи на страну. Общество, не сознающее этой связи, обречено на упадок.

Своеобразие молодежи как социальной группы состоит в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от преимущественного свойства быть объектом общественного воздействия к преимущественному свойству быть субъектом социально преобразующей деятельности. В этом социальный смысл «взросления» молодежи, ее способность лишь поглощать энергию и силу внешнего воздействия. Между тем молодежь существенно не может быть социальным субъектом, способным к инициативе и обратному воздействию на общество. Сегодня на молодежь надо смотреть прежде всего как на субъект, а потом и как на объект. К молодежи развитых и реформирующихся стран это относится в первую очередь.

Какой смысл вкладывается в этот исторический объект и субъект? Начнем с того, что одни потребляют его без всякого смысла, только для того, чтобы тем самым означить, что есть еще и «немолодежь», люди разного возраста – дети и индивиды старшего поколения. Мы же говорим о молодежи в научном смысле, как социально-демографической группе конкретных элементов общества. Она разнообразна и изменчива, как человеческое общество.

Сущность понятия «молодежь» предполагает специфическую систему социализации подрастающих молодых поколений. На этом основании определяется и юношеский возраст.

Юношеский возраст зависит не от уровня развития тех или иных биологических признаков зрелости и не от отдельных характеристик психического развития подростков. Он определяется критериями, установленными данным обществом. Критерии зависят не от «доброй воли» социологов по отношению к молодежи, а от взаимоотношений классов, экономических и политических установок конкретного исторического общества. Общественная группа «молодежь» складывается, следовательно, из индивидов определенной возрастной зоны – молодых. В классовых обществах эти возрастные зоны единообразны.

Возрастные этапы и границы понятия «молодежь». В первобытном обществе этого понятия не существовало. При низкой (19-20 лет) продолжительности жизни человек не мог затягивать для детей «подготовительно-переходный период во взрослость». Детство тогда кончалось, как известно, рано – в 8-10 лет. Их обучение трудовым навыкам и ремеслам не ограничивалось процессом трудовой и прочей деятельности старших соплеменников. Особую функцию в социализации и переводе детей во взрослые группы равных соплеменников играли «взрослые классы» племенных старейшин. С переходом к классовому обществу социально-классовое единство характеристик разрывается. Продолжительность жизни человека в рабовладельческо-средневековые эпохи возрастает до 27 лет. Общественное положение индивида и его престиж определяется, следовательно, уже не столько возрастом, сколько социальным происхождением и имущественным положением. Основной ячейкой первичной социализации постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой формальный характер. Хотя те или иные виды «молодежных групп» повсеместно существовали и в античности, и в средние века («мальчишники», «холостячество»). В них выражалось проявление «детальных» форм выхода юношеской энергии и необузданности.

В средние века границы молодости становятся менее четкими. Китайцы, например, делили возраст следующим образом: юность до 20 лет, возраст вступления в общественные должности от 30 до 40 лет, возраст познания своих заблуждений от 40 до 50 лет, последний период творческой жизни от 50 до 60 лет, возраст которого желают достичь, – 60-70 лет, старость после 70 лет.

Древнегреческий математик и мыслитель Пифагор делил человеческую жизнь в аспекте смены времени года, подразделяя ее на 4 сезона, каждый по 20 лет: весна, охватывающая детство и юность, продолжалась до 20 лет, «лето» – от 20 до 40 лет, плодоносящая зрелость («осень») – от 40 до 60 лет, а старость («зима») – от 60 до 80 лет.

Из приведенных данных в первом и во втором случаях следовало, что мужчина в обыденном сознании считался молодым (в смысле неполноты социального статуса), пока не обзаводился собственной семьей. Создание семьи ассоциировалось с критерием взрослости, с самостоятельностью. Лишь достигнув 24 лет и окончив срок ученичества ремеслу, юноша мог жениться, завести собственное дело или пойти в наем.

В новое время произошло удлинение границ юности. В Англии уже 12-летний подросток являлся практически взрослым человеком, к нему применялись пункты законов о труде. Одним словом, индивид быстро переходил из детства в фазу зрелости. Об этом писал знаменитый Ж.-Ж.Руссо в своем трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Наряду с Англией в странах западного мира с малых лет дети были вовлечены в трудовой процесс. Примитивный характер ранне-капиталистического производства не требовал специального длительного обучения. Младшие овладевали трудовыми навыками непосредственно на производстве, учась у старших. В таких условиях общество состояло как бы из двух поколений – детей и взрослых, между которыми не было никаких возрастных перегородок. В последней четверти XX столетия в постиндустриальных странах, в Российской Федерации в том числе, между детством и зрелостью промежуток, именуемый молодежным возрастом, расширился. Известные российские ученые – демограф, социолог Б.Урланис, культуролог Л.Коган в 70-е годы конкретизировали представление социальной категории «молодежь» в границах от 16 до 24 лет. Свое расхождение во мнениях со своими предшественниками Л.Коган, Б.Урланис объясняют деятельностью «возрастных групп» в разные эпохи, потребностью людей в непрерывном усвоении техники и технологии, в более высоком уровне общих и специальных знаний, а значит, и более продолжительных сроков получения общего образования и умений его использования в жизни. Юношам, получающим среднее образование, необходимо было учиться 16-17 лет. Поэтому дать единые критерии понятия о «молодежи» и в начале XXI в. невозможно. В этой связи следует принять соображения Л.Когана и других социологов по обсуждаемому вопросу, считать начальной границей 16-17-летний возраст. К этому рубежу молодой индивид становится обычно зрелым в физиологическом отношении, заканчивается процесс приобретения юношами начальной гражданской зрелости. Поэтому в 70-е годы верхней границей молодости российские социологи стали считать уже не 24 года, а 30-летний возраст. Пятнадцать лет молодого возраста на этапе постиндустриального развития, социального прогресса большой срок. Молодежь одного поколения успевает завершить строительство новых городов и передать уже свой опыт, свои традиции новому эшелону рабочей молодежи. Внутри самой молодежи социологи и демографы выделяли молодежные группы, существенно отличающиеся между собой. Отличительными их чертами теперь уже выступали не возраст и образование, а жизненный опыт, степень социальной зрелости.

По данным Всесоюзной переписи населения (1970), 50,8% населения Союза ССР составляла молодежь в возрасте до 30 лет, среди которой в возрасте от 15 до 29 лет – 19,9%. Молодые люди составляли свыше 54% работников промышленности и свыше 44% работников сельского хозяйства. Половина всех научных работников страны – граждане не старше 30 лет. На руководящих постах в органах государственного управления 14% работников моложе 30 лет, 24% – руководители общественно-политических организаций. В советском обществе впервые в истории человечества появились молодежные города, где средний возраст населения составлял 25 лет. Эти города выросли на базе комсомольских строек.

Все изложенное свидетельствует о том, что нижняя и верхняя границы молодежного возраста подвижны и зависят прежде всего от социально-экономического развития, уровня обеспеченности жизни, возраста половой зрелости, вступления в трудовую и политическую деятельность. Одним словом, понятие «молодежь» – не постоянное, а изменяющееся. На каждой стадии истории человечества и конкретного общества это понятие иное.

Границы молодого возраста от 15 до 24 лет включительно впервые на мировом уровне были обоснованы и приняты в 60-х годах в ООН. Позже концепция понятие «молодежь» была подкреплена в 1985 г. в ООН в Международный год молодежи. Численность молодежного возраста среди населения мира достигла в конце 80-х годов 1 млрд, а к 2000 г., по прогнозу ООН, – до 1067 млн. человек.

В Российской Федерации современная ситуация характеризуется отрицательным естественным приростом. Численность населения России в 1999 г. составляла 145,7 млн. человек, из которых молодежь 15-29 лет составила 32,2 млн.человек: или 22% населения страны.

Отдельные группы молодежи в российском обществе. Рассматривая молодежь как стратегический людской ресурс во всех сферах жизнедеятельности, необходимо иметь представление о том, каков он не только на уровне всего молодого поколения, но и на уровне отдельных социальных групп: школьники старших классов, учащиеся ПТУ, студенты, молодые военнослужащие и др. Социальная значимость каждой такой группы молодежи неодинакова в различные периоды формирования российского общества, представляет собой общественный ресурс в наиболее значимых сферах.

Выпускники старших классов представлены в жизни как стратегический ресурс нации, в пополнении и производстве интеллектуально-кадрового потенциала, гражданской активности, их отношения к явлениям социальной жизни. Все группы молодежи Л.Толстой относил к самой консервативной части общества. Школьная молодежь консервативна прежде всего потому, что меньше других знает, мало что имеет, мало в чем разбирается. Хотя она менее других групп обременена проблемами материального благополучия, в большинстве своем все это бремя возлагает на родителей.

Ныне от старшеклассников требуется: свое мнение по различным вопросам российской действительности, определиться в своих социальных ориентациях. В недалеком завтра только стратегически ориентированные выпускники школ смогут влиять на поведение своих сверстников, на их неправомерные действия в различных сферах жизни.

Деньги в иерархии факторов успеха занимают у школьников только шестое место, а способности – седьмое. Это достаточно показательно, поскольку учащаяся молодежь начинает понимать, что для родителей и близких родственников период добывания «легких денег» быстро проходит и для достижения деятельного успеха необходимо рассчитывать на получение высокого образования и квалификации, на обладание ценных трудовых навыков. В сознании большинства школьников «установки» на выигрыш в лотереях и на другие сомнительные способы достижения материального успеха сегодня терпят неудачу.

К сожалению, процесс «отсечения» подростковой молодежи от образования не прекращается. Ныне в России от 2 до 3,5 млн. детей нигде не учатся, 4 млн. беспризорных. По данным Комитета по делам женщин Госдумы, свыше 12 млн. детей школьного возраста живут за чертой бедности, до 70% учащихся не получают горячего питания, калорийность питания составляет 25-30% от нормы, 25% подростков страдают психическими заболеваниями. Эти цифры характеризуют не только состояние сферы образования, но и то, на какие интеллектуальные ресурсы может рассчитывать российское общество.

Социологические опросы учащихся средней общеобразовательной и профтехшколы в конце 90-х – начале XXI столетия свидетельствуют об их переориентации смысла жизни, цели. Из опрошенных желают сделать карьеру, добиться положения в обществе – 32,5%. Однако достижение карьеры они не связывают с получением высокой квалификации и реализацией своих способностей. Стать квалифицированными специалистами хотят около 15%, а реализовать свои способности – 14,4%. Третья часть старшеклассников положительно относится к подражательно заданному образу жизни, приспособленчеству, праздному быту.

Сознание современных школьников носит весьма противоречивый характер. Хотя каждый из них стремится сделать карьеру, но не связывает это с достижениями высокой квалификации. Противоречивость особенно характерна для целостного сознания школьной молодежи. В ее сознании весьма в причудливой форме соседствует позитивное отношение к иждивенчеству и желание зарабатывать, эгоизм и коллективизм, социальная поддержка инвалидов, ветеранов ВОВ и агрессивность.

Старшеклассников, таким образом, в настоящее время больше волнуют социально-экономические и нравственные проблемы, чем политические. Рассматривая школьников старшего звена как стратегический ресурс развития российского общества, следует подчеркнуть, что они больше, чем прежде сверстники, ориентированы на себя и свои интересы. В то же время способны воспринимать демократический либерализм, участвовать в школьном самоуправлении. Не отвергнуты ими общечеловеческие качества: порядочность, коллективизм, ценимые ранее в советском обществе.

Студенчество России является интеллектуальным ресурсом, наиболее активной частью молодежи. Сегодня оно значительно «помолодело» по сравнению с прошлым веком. В начале XXI столетия 55,6% студентов не достигли 20-летнего возраста. Доля женщин в общей численности студентов государственных вузов составляет 55,7%, а с учетом негосударственных – 56%.

Молодежь в любом обществе – это прежде всего страдательная группа населения, самая консервативная группа в обществе. Важнейшей областью самовыражения студенческой молодежи ныне является сфера не только среднего, а и высшего образования. В классификации ЮНЕСКО Россия по интеллектуализации молодежи переместилась сегодня с третьего места в 1953 г. на 42-е. Вопреки официальным оценкам все очевиднее в России стало продолжение кризиса как в системе общего, так и высшего образования. Студентка второго курса Российского университета дружбы народов Юлия Троицкая в 1998 г. говорила:

«В наше время произошло разделение студентов на бедных, но умных, и богатых, но ограниченных. Последние, используя деньги и связи своих родителей, стали студентами престижных вузов и популярных специальностей. С легкостью тратя незаработанные ими средства, они, как правило, не посещают занятия, не работают в библиотеках, зная, что толстые кошельки их мам и пап обеспечат свободный переход с курса на курс, а в итоге и получение диплома. Не ужасает ли это людей, которые должны быть озабочены будущим России, какие интеллектуальные ресурсы формирует, накапливает сегодня власть?»

Социологические изучения студенчества 90-х годов показывают, что рыночная экономика меняет представления о жизненных перспективах этой группы молодежи, а образование рассматривается, как «ключ» к успеху. Среди факторов, с которыми в студенческой анкете ассоциируются жизненные успехи, выступают: возможность творческой реализации и самореализации личности, высокая квалификация, деловая карьера, деньги, общественное признание, достижение в науке, обретение власти. Для фиксации картины потребностей личности студентов МГУ им.М.В.Ломоносова и Института молодежи (Москва) в 1997 г. рассмотрели группу ответов на вопрос: «Что является, по вашему мнению, для молодежи самым важным в жизни?» На первом месте оказались – деньги, на втором – образование и профессия, на третьем – деловая карьера. Ясно видно, что в умах молодых людей четко выражено стремление к благополучию, жизненному успеху.

Приведенный пример подтверждает тезис о признании первостепенной важности образовательно-профессиональной сферы, о том, что дипломированный специалист становится важной персоной во всех сферах деятельности, быстрее достигает деловой карьеры.

Среди других проблем студенчество в последние годы привлекает организационное молодежное движение, в частности, различные его профсоюзы, общественные объединения по интересам, общероссийские и региональные собственно студенческие союзы. По итогам первого Всероссийского совещания по проблемам современного студенческого движения, состоявшегося 22-25 апреля 1999 г. в Орле, был сформирован Координационный совет по вопросам студенчества при Государственном комитете РФ по делам молодежи.

Политические ориентации студенческой молодежи. Социологические опросы в студенческих коллективах Москвы и Московской области показали гражданскую пассивность и аполитичность этой части молодежи, выразившиеся в недоверии политическим партиям, институтам парламентаризма.

Демографическая структура российского электората в начале текущего тысячелетия основательно изменилась. Соответственно у различных политических сил общества сменились перспективы завоевания молодежного электората. На думских выборах 7 декабря 2003 г. ресурс молодежного электората и избирателей старших поколений у КП РФ, партий «Яблоко», «Правых сил» сократился настолько, что первая из них уменьшила свою думскую фракцию более чем вдвое, а две другие и вовсе не смогли преодолеть 5-процентный, проходной в Госдуму четвертого созыва, барьер.

По результатам президентских выборов в марте 2004 г. электорат КП РФ количественно вырос, но не настолько, чтобы выиграть победу. В.В.Путин и его команда смогли и на этих выборах глубже пробудить либеральное политическое подсознание широких масс России, в том числе около 30% молодежи 18-29 лет.

Молодежь не только возрастная, демографическая, но и определенно социальная категория. Возрастные границы и продолжительность бытия молодежи определяются во многом социальными условиями, конкретно-историческим характером. Российская модернизация открывает перед молодежью принципиально новые возможности для свободного развития и творческой деятельности, в постиндустриальном, научно-информационном процессе.

Российская молодежь сегодня все больше под влиянием модернизма втягивается в политический процесс, постепенно становясь политически сознательной и просвещенной.

Михаил ШИЛОБОД, доктор исторических наук; Татьяна ЧЕНСКАЯ, аспирантка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте