search
main
Топ 10
Рособрнадзор: результаты по итоговому сочинению будут объявлены не позднее 20 декабря Сферум запускает новогодний онлайн-марафон для педагогов и учащихся Учащимся запретили пользоваться телефонами в школе Брянская гимназия, где произошла стрельба, переводится на дистанционное обучение Защитить педагогов от давления в информационном пространстве призвал глава государства В некоторых российских регионах отменяют занятия в школах из-за морозов Будущее в ИТ: какие предметы сдавать на ЕГЭ и где учиться Пятого декабря отмечают День волонтера Золото и серебро вручили российским школьникам на Китайской национальной олимпиаде по математике Глава Минпросвещения предложил расширить проект «Орлята России» на дошкольников Итоговое сочинение по русскому языку напишут 66 тыс. одиннадцатиклассников Москвы Экскурсии на производства для школьников станут проводить по специальной программе Отличник народного просвещения в Бурятии отмечает 90-летний юбилей Роль учителя в формировании межкультурного диалога Российские выпускники сегодня пишут итоговое сочинение Школьник конфликтует с учителем: вмешиваться ли родителям В Челябинской области планируют ввести доплаты учителям, которые только пришли работать в школу Важность родительской поддержки в решении школьных проблем и конфликтов Школьники Твери задали вопросы Народному учителю России Девятый областной конкурс «Педагогический дебют» стартовал в Подмосковье
0

Путь к согласию, или Выход из лабиринта

Служба медиации

Медиация в Юридическом колледже для некоторых поступивших студентов совершенно новый и, может быть, не совсем понятный вид деятельности. И это неудивительно, так как для современной России это во многом инновационная деятельность.

Социокультурной основой медиации является сама природа человека, которая хорошо проявляется в сути конфликта. И эта суть состоит в разрыве между тем, что существует реально, и тем, что сам человек считает достоверным; между тем, что есть, и тем, что, по мнению каждой из конфликтующих сторон, должно быть.
Это несовпадение существующего в реальности с должным воспринимается людьми как некая личностная дезорганизация. Человек в этот момент переживает весь спектр негативных чувств – обиду, гнев, страх – и погружается в состояние глубокого дискомфорта и потери себя.
Эти чувства способствуют тому, что в конфликте достаточно часто люди предъявляют свои требования другой стороне достаточно резко: «Только я прав! Другая сторона – нет!» Следовательно, образуются «полюса оппозиции», один из которых начинает оцениваться как носитель абсолютной ценности, как идеал, а другой – как нечто противоестественное, вызывающее отвращение, ужас, как хаос, разрушающий жизнь.
Как будет себя вести человек, попавший в такую дуальную ситуацию? Это будет зависеть от типа культуры, к которой он принадлежит. Если эта культура делит мир на добро и зло, на белое и черное, то закоснелое позиционирование предопределено. Выбор оказывается очень простым: объявляется безгрешность своей идеи, происходит отказ даже от мысли о возможности диалога с оппонентом. Человек уходит в полную социально-культурную изоляцию.
Но когда культурная среда, в которой воспитан человек, диалогична, то перед ним открывается возможность вариативного поведения. В поиске некоего промежуточного варианта участник конфликта выходит за дуальную рамку «или-или», его поведение отвечает новым, объективно возникшим условиям. На создание психологически комфортной среды и повышение уровня культуры взаимодействия участников образовательного процесса направлена медиативная программа колледжа «Путь к согласию, или Выход из лабиринта».
Каждый конфликт, в том числе и в колледже, имеет ту же природу и те же сценарии разрешения: либо победа одной из сторон любой ценой, либо взаимное снятие противоречий.
И очень важно, чтобы в рамках образовательного учреждения обязательно происходило взаимное снятие противоречий, при котором спадает эмоциональное напряжение участников конфликта и их общение выходит на новый, продуктивный уровень.
В Юридическом колледже начиная с 2012 года работает служба медиации, основная цель которой заключается в том, чтобы колледж стал безопасным, психологически комфортным пространством для всех участников образовательного процесса.
Медиаторы отбираются из числа студентов. Они проходят специальную подготовку внутри колледжа и работают под руководством опытного психолога. Для участников проекта это опыт практической апробации сформированных профессиональных навыков, для образовательной организации – преодоление психологических опасностей на территории колледжа.
За годы работы службой медиации были разрешены многие конфликты, ни один из которых не повторился в дальнейшем. Более того, конфликтующие стороны нашли новые, оптимальные для себя сценарии поведения. Важно отметить, что многие из участников стали общаться друг с другом ближе, чем до конфликта. Колледж имеет положительный опыт проведения городских мероприятий по данному направлению.
Владение медиацией – это владение способами профилактики конфликтов, превентивного снятия их возможных причин, создание в образовательном учреждении климата сотрудничества и эмпатии среди людей. В таком климате резко снижается характерная для многих подростков установка на агрессию. Социум колледжа, выстроенный на позитивном общении, становится оптимальной средой для становления личности и, следовательно, в полной мере может реализовывать подготовку профессиональных кадров для нужд столичного мегаполиса.

Майя ТОРОПЫГИНА,
педагог-психолог Юридического колледжа, кандидат философских наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте