Движение современной России к правовому государству и гражданскому обществу ставит перед нами задачу воспитания самостоятельной, социально активной, творческой личности, способной «конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире ценностей, теории и правил». Критериями действенности школьного гуманитарного образования выступают культура суждений, убеждений, эмоций, речи, эстетического вкуса, поведения.
Культура нравственных убеждений в системе интегральных характеристик личности является структурообразующей, так как сама нравственная воспитанность является основой личности, интегрирующей ее в человеческое сообщество, позволяющей «уживаться» с другими людьми. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» является неотъемлемой частью сознания нравственного человека.
Являясь одним из основных компонентов мировоззрения личности, основой мотивационной структуры, убеждения отражают потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, и в этом смысле убеждения являются важнейшей характеристикой личности. Они составляют смысл и содержание ее жизни. Убеждения являются субъективной стороной поступка, основным принципом поведения. «Они тем самым есть наиболее совершенное выражение сознательности человека, его отношения к миру, к другим людям, к своей деятельности, к самому себе. Убеждения – это активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям». Убеждения, таким образом, непосредственно связаны с ценностями. Ценность же рассматривается как объект, отраженный, осмысленный и оцененный субъектом в свете его идеалов, целей, интересов и потребностей. Индивид осознает мир через призму ценностей, которые реализуются в ценностных ориентациях.
Б.Ананьев в работе «Человек как предмет познания» характеризует ценностные ориентации как «направленность личности на те или иные ценности». Будучи компонентом не только сознания, но и поведения, ценностные ориентации являются достоянием эмоциональной жизни индивида и связаны с его убеждениями. Таким образом, следует говорить не только о тесной взаимосвязи ценностей, убеждений и ценностных ориентаций, но и о взаимозависимости этих компонентов мотивационно-когнитивной сферы. Невозможно сформировать убеждение без опоры на соответствующую ценность.
Освоение социальных знаний, эталонов на уровне убеждений означает, что они становятся специфическими внутренними регуляторами активности личности и начинают выполнять триединую функцию: гностическую, мотивационную и организаторскую. Таким образом, в структуре убеждения выделяются когнитивный компонент, отражающий уровень усвоения соответствующего знания; мотивационный, выражающий особенности личного отношения к усвоенному знанию, степень уверенности в его личной значимости; поведенческий, выражающий действенность мотивационного компонента, степень его влияния на поведение. Способность убеждений выполнять функцию побудителей поведения обусловливается тем, что они «фокусируют в себе» ценностные ориентации личности, благодаря чему работа убеждений придает поведению избирательность, направленность и личностный смысл. Сила убеждений проявляется и в том, что, являясь, по существу, надситуативными, они осуществляют регулятивную функцию в ситуации выбора.
Убеждения касаются разных сторон жизни, в связи с чем их принято делить на идейные, политические, философские, этические, эстетические, религиозные, антропологические, педагогические, экологические и др. Образуя целостную систему взглядов, они выступают в качестве основы мировоззрения человека. Именно такие взгляды характеризуют человека как личность. В связи со своими убеждениями люди могут находиться в прямо противоположных позициях, однако в этом случае нравственные убеждения должны служить основой взаимопонимания и сотрудничества. Именно они, по мнению большинства философов, являются основой личности человека.
Формирование нравственных убеждений – квинтэссенция нравственного воспитания и связано в первую очередь с усвоением ценностных отношений, главной особенностью которых является то, что они «включают в себя не только должное (норму, императив), но и желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением». «Желание, добровольный выбор связаны с чувством удовольствия, радости, душевного подъема и являются переживанием реализации идеала как цели стремления. Наиболее ярко это свойство ценностей проявляется в экстремальных ситуациях». Ценностные отношения ненасильственны. По И.Ильину, любовь возникает сама; а если она сама не возникает, то ее не будет; …она есть дело… внутренней свободы человеческого самоопределения, их нельзя отнять у человека (если они есть) и нельзя логически доказать их существование (для бесчестного честь – химера). В этом смысле нравственные убеждения и общечеловеческие ценности сближаются.
Убеждения – это ценности, вербализованные в установках. Универсальная ценность Жизнь может быть вербализована и в убеждении «жизнь бесценна», и в других: «жизнь многогранна», «жизнь мудра», «нельзя отнять жизнь у другого», «надо жить так, чтобы приносить радость себе и людям», «жизнь дана человеку во благо». Но, с другой стороны, эта же ценность может отразиться в убеждении «своя жизнь дороже чести и достоинства» или «жизнь дана человеку в наказание». От этого будет зависеть способ человеческого существования, вектор поисков смысла жизни. По аналогии любая универсальная ценность – Добро, Красота, Истина, Человек, Природа, Мир – имеет свое выражение в нравственных убеждениях конкретного человека.
Процесс формирования убеждений в силу своей сложности и многофакторности является длительным и требует целенаправленной и осознанной работы как отдельного учителя, так и всего педагогического коллектива. Он включает в себя целый комплекс разнообразных приемов и предполагает использование потенциала разных предметов внеклассных мероприятий. Оценивая результаты уровня сформированности убеждений, мы не должны забывать о гетерохронности развития интересов и потребностей человека и в связи с этим о вполне возможной отсроченности результата педагогического воздействия.
Убеждение – продукт интериоризации, а это предполагает осознанное принятие, присвоение. Поэтому на первом этапе формирования убеждений необходимо провести работу по осознанию самого понятия «убеждение». Система заданий по осмыслению понятия и роли убеждений в жизни дает обычно хорошие результаты. Возможность задуматься над отвлеченным понятием, сформулировать своими словами – что это для тебя значит, осмыслить роль убеждений в твоей жизни – все это элементы рефлексии. Человек начинает задумываться над основными жизненными принципами, анализировать, чем он руководствуется в своем поведении. Отталкиваясь от утверждения, что большее влияние имеет информация, сформулированная самим человеком, и он лучше ее запоминает («пока я не попытался выразить словами свои собственные убеждения, я не понимал их», – писал известный философ и психолог У.Джеймс), мы предложили учащимся 9-го класса сформулировать понятие «убеждение».
Вот некоторые ответы:
«Убеждения – это принципы человека. Это точка зрения, которую человек никогда не меняет. Я считаю, что убеждения – часть личности человека. Какая личность, такие и убеждения. Бывают люди без принципов, но такие обычно становятся предателями, преступниками, убийцами».
«Убеждения – это моральные принципы, которые человек для себя выработал сам. Они гораздо сильнее принципов, привитых законом и общественной моралью. Убеждение – самое ценное, что есть у человека и что помогает ему жить».
«Убеждения – непоколебимые принципы, моральные устои, идеи, понимание каких-то конкретных вещей, нравственных идеалов и ценностей, которые не подвергаются влиянию других людей и изменению после того, как они сформировались. То, за что многие люди готовы стоять насмерть, претерпевать лишения».
«Убеждения – это что-то, в чем человек уверен и о чем никогда не изменит своего мнения. Это основной принцип его жизни».
Анализ ответов показывает, что большинство учащихся отмечают главные отличительные особенности убеждений: устойчивость, силу, личностную значимость, ненасильственность принятия («то, что человек выработал сам»), исключительную значимость для личности.
Однако незамеченной осталась колоссальная роль нравственных убеждений в выборе способа жизни человека, в определении его жизненных целей. Сила убеждений именно в их действенности, в том, что они оказываются регуляторами нашего поведения в ситуации нравственного выбора.
Осмыслить роль убеждений в жизни человека нам помогает русская классическая литература. Так, в 9-м классе мы обращаемся к роману М.Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ текста, подробное рассмотрение нравственных ситуаций, сопереживание героям произведения расширяют эмоционально-нравственный опыт учащихся. Внимательное изучение текста помогает ответить на вопрос: нужны ли человеку нравственные убеждения, что они дают ему. Как явствует из текста романа (разговор Печорина с доктором Вернером), герои убеждены в двух вещах: «в одно прекрасное утро» умрешь, а «в один прегадкий вечер имел несчастье родиться». Достаточно ли иметь всего лишь два таких убеждения, к чему это приводит героя? Отвечая на этот вопрос путем анализа текста, учащиеся неизбежно придут к мысли, что нравственные убеждения человеку необходимы, так как человек без убеждений – человек без стержня в жизни, без цели, способный жестоко распоряжаться жизнью других людей, не приносящий радость другим и не испытывающий радости бытия сам. Важно подвести учащихся к выводу, что отсутствие такого стержня в жизни лишает человека нравственной опоры, разрушительно действует на него самого и губительно для других.
Возможность продолжить эту работу дает программа по литературе 10-11-го классов. Произведения, изучаемые на уроках, самым непосредственным образом затрагивают вопросы, входящие в круг проблем, волнующих наших современников. Принципы видения писателем жизни могут повлиять на формирование личности учащихся, при условии не просто пассивного усвоения знаний, а живого, активного их восприятия. Важно, чтобы знания обогащали духовную жизнь учащихся, возвышали их нравственно, эстетически и психологически, превращались в убеждения.
Так, в романе И.Тургенева «Отцы и дети» останавливаемся на проблемах отношений между людьми различных общественных классов и идеологий, любви и дружбы, взаимоотношений с родителями, стойкости и законченности убеждений человека, умения бороться за них, воспитания и самовоспитания человека и др. Глубокая и серьезная работа на уроках должна возбудить осмысленное эмоциональное отношение к героям, поставить перед учащимися ряд этических проблем, вытекающих из этого произведения, способствуя нравственному воспитанию. В свете исследуемой проблемы безусловный интерес представляет личность главного героя. Умение Базарова отстаивать свои убеждения в первом круге странствий вызывает огромное уважение. Мы можем соглашаться с ними («всякий человек сам себя воспитать должен») или не соглашаться («Рафаэль гроша медного не стоит»), но необходимо понимать, откуда у него такие взгляды и убеждения.
Стремление «не зависеть от времени», изменить обстоятельства общественной жизни, если они плохи, «быть нужным России» – такую задачу «гиганта» ставил перед собой этот молодой человек, отметая другие, «лишние» для этого, как ему кажется, ценности, в том числе любовь, искусство и отчасти природу. Сила его натуры проявляется не только в том, как он умеет защищать свои взгляды, но и в том, что он способен признать некоторые из прежних его убеждений ложными. Жизнь скорректировала его убеждение, что главное в «бабе» – «этакое богатое тело», что если человек от неудачи в любви «раскис», «этакой человек не мужчина, не самец».
Когда его настигла любовь, Базаров заговорил о любимой иначе: «великодушная», «славная», «чистая»; «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…». «Страстное, грешное, бунтующее сердце, – как определял характер Базарова Достоевский, – взяло верх над прежними суждениями, и не только по отношению к любви. Особенно сильно и полно это проявляется в сцене болезни и смерти героя. По эмоциональному воздействию это одна из самых сильных сцен в русской классике, поэтому ей стоит уделить особое внимание.
В романе Толстого «Война и мир» напряженные духовные искания главных героев, поиски ими смысла жизни – узловые моменты произведения. Проследить, как меняется траектория жизни князя Андрея в связи со сменой ценностей в его жизни – задача для учащихся. Воинская доблесть и слава, являясь в определенный момент смыслом его жизни, определяют его поведение. Князь поступает в соответствии со своим убеждением, в основе которого находится ценность воинской чести, результатом которой может стать слава. Однако она развеивается, как туман над полем Аустерлица. Красивые, но фальшивые слова прежнего кумира – Наполеона, высокое небо и «мертвое укоризненное лицо жены» открывают князю нечто большее, чем слава. Формируются новые представления о ценностях бытия: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь», – так он заявляет Пьеру в Богучарове. Князь начинает жить в соответствии со своими новыми убеждениями, которые являются результатом жизненных обстоятельств, разочарований в прежних идеалах и целях. Также меняется его жизнь, когда к нему приходят любовь и ощущение Родины. Вместе с этими ценностями к нему приходит понимание смысла жизни: «Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одной ею».
Показательны в отношении проявления роли убеждений в жизни человека сцены расстрела группы пленных, в которой находится Пьер. Почему он теряет стержень жизни, почему для него все обессмысливается? Убеждение в том, что жизнь – самое бесценное и неприкосновенное, данное Богом и не подчиняющееся злой воле человека, рушится в одночасье: «Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины». Происходит самое страшное – жизнь теряет смысл. Возрождение у Пьера веры в жизнь и в людей было трудным и совершилось благодаря Платону Каратаеву, с его добротой, нравственной устойчивостью, естественностью всех поступков и неистребимой верой в добро, разумность жизни, верой в возрождение человека.
Будучи в плену, Пьер понял давнюю мысль князя Андрея об «отрицательном счастье». «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие этого свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека». В одну из ночей Пьер осознал, что нельзя лишить человека «его бессмертной души», что в любых условиях, страданиях и муке жизнь есть бесценный дар и что источник счастья находится в душе самого человека. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер. Вместе с ощущением того, что окружающий мир является неотъемлемой частью самого героя, он обретает внутреннюю свободу («…значит, кого французы держат в плену?» Можно ли держать в плену «бессмертную душу»?). Идя от эпизода к эпизоду, мы последовательно доказываем исключительную роль убеждений в жизни человека. Показательно в этом смысле конечное убеждение Пьера: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто!» Это убеждение определит дальнейший путь Пьера, цель его жизни. Насколько оно истинно для наших учеников – предмет их рефлексии.
Сцены, посвященные Андрею и Пьеру, поднимают коренные вопросы бытия, смысла жизни. Сила реализма и психологизма изображения Толстым героев в этих ситуациях, их эмоциональная насыщенность столь велики, что не могут не взволновать учащихся, заставить их сопереживать героям, а это является неотъемлемым условием формирования собственных убеждений.
Там, откуда безбоязненно идут в «омут жизни» Андрей и Пьер, останавливается другой толстовский герой – Николай Ростов. «Омут жизни» пугает Николая Ростова с его потребностью и привычкой к ясности, простым решениям, четким выводам. «У него был тот здравый смысл посредственности, который показывал ему, что было должно». Этот «здравый смысл» в соединении с чутьем, свойственным всем Ростовым, позволял Николаю совершать ясные, чистые поступки: с Теляниным – в первом томе, с прощением векселя Друбецких, спасением семьи поляков – во втором томе, после чего Денисов и скажет: «Эта дурацкая ваша порода ростовская!» Но этот же «здравый смысл посредственности» убоится «омута жизни» и не позволит Николаю понять «путаницу жизни», сделает для него нормой ту среду, в которой можно жить», оградив себя от всей житейской путаницы». Ему не под силу окажется осмысление ситуации с «награжденным Лазаревым и Денисовым, наказанным и непрощенным», дружба Наполеона и Александра. Вся эта мучительная работа кончается для Николая Ростова убеждением: «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и все. А то коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни бога нет, ничего нет».
При сопоставлении толстовских героев важно показать учащимся многомерность жизни, ее неоднозначность. Пьер – хороший человек, убежденный, что надо объединить всех хороших людей. Николай – хороший, честный человек, но решительно убежденный, что надо рубить всех инакомыслящих. Просто ли им будет объединиться? А ведь они окажутся по разные стороны баррикад – два хороших человека.
Жизнь по своей сути конфликтна, в ней самой заложены противоречия, как и в человеке. Но вот способы разрешения конфликтов могут быть разные, в том числе бескровные, на базе общечеловеческих ценностей. Проблема противопоставления истинных ценностей и их суррогатов имеет чрезвычайное значение. Нацеленность на светлое будущее и справедливое социальное переустройство мира, казалось бы, не таит в себе никакой опасности, однако горький опыт нашей страны говорит об обратном. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и истинным, живым человеческим участием. Истинная ценность, истинная человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. Работа над этим рассказом пробуждает у многих учащихся сильный эмоциональный отклик, заставляет испытать настоящее потрясение. Одна ученица написала в своей работе: «После этого рассказа невозможно ничего говорить. Можно только молчать… молчать и думать».
Уроки литературы, направленные не просто на передачу определенного знания, но имеющие колоссальный заряд эмоционального воздействия, более всего влияют на формирование мотивационного компонента убеждения, ибо в процессе сопереживания человек приобретает эмоционально-нравственный опыт, по сути, решает для себя, имеет ли данная ценность для него личностную значимость.
Наполненный трагическими событиями ХХ век, сегодняшнее понимание того, что все мы находимся «в одной лодке», заставляют серьезно задумываться над поисками разрешения конфликтов бескровным способом. Не случайно сегодня одно из самых востребованных и социально одобряемых качеств – терпимость (толерантность).
Незаменимую роль в становлении личностных качеств, оказывающих непосредственное влияние на убеждения, играют уроки психологии. Как путь к самоопределению, самопознанию они являются необходимым условием успешности работы по формированию нравственных убеждений. Уроки психологии помогают узнать себя, свои особенности, понять, что нет «плохих» и «хороших» людей, есть «другие». Все люди разные, со своими особенностями, но в чем-то они очень похожи. Так, незатейливый психологический эксперимент прекрасно может проиллюстрировать, в чем сходство большинства людей. Предлагаем учащимся нарисовать вертикальную линию. В верхней точке записать «самый» красивый, умный, добрый (ряд можно продолжить), в нижней – «самый» уродливый, глупый, злой и т.п., далее отметить середину. Опыт показывает, что подавляющее большинство поставит точку выше середины. Для них будет откровением, что в этом они похожи, ведь практически каждому человеку свойственно оценивать себя чуть выше среднего (в силу природной скромности), так как потребность в самоуважении очень велика. Нужно объяснить, что практически все люди нуждаются в защите, любви и уважении, ибо это основные потребности человека. В этом мы все похожи. Похожи и в том, что считаем себя, в сущности, «хорошими парнями», но при этом почему-то не всегда приходит в голову, что рядом с нами находящийся человек то же самое думает про себя. Уже в этой точке заложен потенциальный конфликт. Обратим внимание, что мы ставим точку оценки выше среднего, а значит, считаем себя не просто «хорошими», а «чуть лучше» других(!), тем самым подсознательно присваивая себе право на то, что твоя позиция будет более правильной. Уроки психологии дают знание о природе человека, помогают лучше узнать самого себя, понять других. Курс «Психология личности» для 10-го класса, построенный как система практических занятий по диагностике свойств личности, особенностей психических процессов и эмоциональных состояний, оказывает самую эффективную помощь в работе по формированию нравственных убеждений. Теоретические сведения даются в качестве комментария к диагностикам. В курсе используются ролевые игры и психологические тренинги. Для учащихся это не просто полезно, но и интересно.
Уроки психологии позволяют, во-первых, осознать учащимся, что все мы живем в одном мире, но видим его по-разному в силу особенностей нашей психики, во-вторых, узнать о своих личностных особенностях, «плюсах» и «минусах», в-третьих, увидеть возможности самосовершенствования, в-четвертых, получить навыки межличностного взаимодействия (ролевые игры дают возможность «влезть в шкуру» другого человека). Главное – узнать, что все мы разные, если человек думает и поступает не так, как мы, это не значит, что он плохой, он – другой, наша задача – попытаться его понять. Такая позиция развивает терпимость, умение выслушать другого человека. Знания, полученные на уроках психологии, безусловно, помогут в изучении сложнейшего курса литературы в 10-11-х классах. Понятнее станут мотивы поступков героев Достоевского, легче воспринимается «диалектика души» Толстого, а его метафора «люди, как реки…» становится очевидной. Когда мировоззрение писателя, система его нравственных ценностей становятся понятными, читателю легче вступить с ним в диалог, выработать собственную позицию.
В 11-м классе уместно провести курс «Психология общения». Проблемы межличностного познания, стратегии общения, умения слушать, навыки коммуникации для разрешения конфликтов и др. – темы, проработка которых даст необходимые навыки общения, особенно востребованные сегодня.
И наконец, для формирования поведенческого компонента убеждения необходима соответствующая ему деятельность. Нравственность формируется в нравственных поступках. Поэтому важно дать ученику возможность реализовать свои знания в деятельности, включая их в систему отношений, моделирующих «взрослую» жизнь. В основании воспитательной системы всегда находится определенная система ценностей. «Человек есть социально-историческое образование, впитавшее в себя все общественные условия и влияния конкретной истории его развития, и проявления которого обусловлены и могут быть поняты только на основе этой истории». Педагогика, по мысли В.Мясищего, связана с формированием отношений человека. «Все, что делает человек, он делает ради или для чего-то. Когда мы формируем у человека способность управлять своим поведением, самоконтроль, самообладание, саморегуляцию, то и развитие этой способности, и реализация всегда осуществлялись ради чего-то или для чего-то. Движущей силой этого развития, мотивом являются идейно-социальные требования. Воспитание человека есть прежде всего воспитание его отношений». Говоря о моральном формировании личности, ученый утверждал, что оно основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами. Поэтому изучать личность можно только в деятельности. Воспитательная система предоставляет учащимся возможность включиться в систему отношений, реализовать в деятельности полученные знания, получить необходимый жизненный опыт, отработать навыки межличностного взаимодействия.
Нравственная культура (нравственная воспитанность) наряду с правовой культурой является основным элементом гражданственности, выражающейся, в числе прочих качеств, в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, уважении к другим гражданам, способности к ответственному выполнению своих обязанностей, – вот почему так важна работа по формированию нравственных убеждений.
Т.БРАЖЕ, доктор педагогических наук; И.ШАТИЛОВА
Комментарии