Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Москва и москвичи

Путь героя

Дата: 08 сентября 2020, 00:00
Автор:

То было время не только великих трагедий, но и великих подвигов

Педагогический коллектив школы №1034 много делает для того, чтобы из стен школы вышли не только грамотные, но и любящие свою Родину, смелые, мужественные, инициативные люди, готовые честно и плодотворно трудиться на благо своего Отечества, а в случае необходимости – встать на его защиту. Особый импульс работе по военно-патриотическому воспитанию учащихся придала подготовка к празднованию 75‑летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Более пяти лет школа заслуженно носит имя участника войны Героя Советского Союза Вячеслава Витальевича Маркина. Учащиеся и сотрудники регулярно посещают могилу героя, возлагают цветы к мемориальной доске, установленной на доме, где он жил, поддерживают тесные отношения с его близкими родственниками. Эффективно используются воспитательные возможности школьного музея «Служу Отечеству!». В музее создана широкая экспозиция, посвященная жизни и боевому пути прославленного летчика, проводятся уроки Мужества, тематические утренники, диспуты и викторины, множество других интересных и содержательных мероприятий военно-патриотической направленности. Много внимания уделяют этой работе учителя истории – внештатные сотрудники школьного музея Л.И.Дубровина и О.В.Чеснова. Трудно переоценить вклад в военно-патриотическое воспитание нашей молодежи педагога-организатора М.Л.Степанян. Благодаря ее креативному подходу, профессионализму на сцене школы ставятся интересные и берущие за душу литературно-музыкальные композиции, посвященные дням воинской славы России.
Благодаря целенаправленной работе классных руководителей, учителей-предметников многие ученики успешно принимают участие в Московской межпредметной олимпиаде школьников «Не прервется связь поколений». В практику военно-патриотической работы прочно вошли смотры военно-патриотической песни. С высоким патриотическим подъемом проходят общешкольные парады, посвященные Дню Победы. Примечательно, что в парадах принимают участие не только ученики, но и педагогические работники. Завершают это мероприятие прохождение колонны Бессмертного полка, общешкольное исполнение песни «День Победы» и праздничный концерт. Принимают парад ветераны войны и труда, Вооруженных сил, подразделений особого риска, участники боевых действий. Ветераны являются непременными участниками многих мероприятий, охотно встречаются с детьми и учителями, делятся своими воспоминаниями, передают молодежи свой богатый жизненный опыт. Самых теплых слов благодарности заслуживает ветеранская деятельность таких уважаемых людей, как В.А.Попович, А.Б.Жданов, В.И.Якутович, С.Ф.Нилов, Н.А.Савицкий, В.А.Новиков и многих других.
Наметившийся рост авторитета Вооруженных сил позитивно сказывается на отношении молодых людей к военной службе. В то же время некоторые из них воспринимают ее как некую повинность, которую хотелось бы избежать. Педагогический коллектив ставит перед собой задачу не только противостоять этому, но и максимально подготовить молодых людей к службе, воспитать любовь к армии, сформировать высокое чувство гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины.
Многие школьные дисциплины касаются военной тематики. Однако более существенно на формирование представлений о воинской службе, высоких морально-психологических качеств будущих воинов влияет предмет ОБЖ. Почти половина учебных часов программы по ОБЖ в 10-11‑х классах предусматривает изучение теории основ военной службы, а наибольший эффект в военной подготовке достигается в ходе пятидневных учебных сборов на базе воинской части с круглосуточным пребыванием. Отрадно, что основная масса юношей-десятиклассников и их законные представители позитивно воспринимают такую форму обучения. Из года в год количество наших ребят, участвующих в сборах, остается стабильно высоким. На сборах молодые люди изнутри наблюдают за жизнью воинского коллектива, его бытом, несением внутренней службы, изучают воинские уставы, знакомятся с современным вооружением и техникой, занимаются строевой, тактической, физической и огневой подготовкой, одним словом, постигают азы военного дела. И не важно, встанут они в дальнейшем в армейский строй или нет. Важно то, что в столь короткий срок они проверят свой характер и волю, лучше узнают друг друга, познают ценность войскового товарищества. У многих ребят существенно меняется представление о военной службе и появляется желание стать профессиональным военным. Закрепляют эти позиции экскурсии в военно-учебные заведения, которые регулярно организуются Центром военно-патриотического воспитания и школьного спорта в рамках «Суббот мужества», встречи с руководством военных вузов России под названием «Есть такая профессия – Родину защищать», индивидуальная работа с молодыми людьми.
В преддверии знаменательного юбилея в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Путь Героя», посвященного 75‑летию Победы в Великой Отечественной войне, группа учащихся 9-11‑х классов в сопровождении учителей выполнила комбинированный поход по маршруту Москва – Белгород – Бирюч – Курская дуга – Белгород – Москва. Маршрут был выбран не случайно. Герой Советского Союза летчик В.В.Маркин – уроженец Белгородской области, поэтому небольшой, но очень уютный городок Бирюч (бывший Буденный) значился в нашем маршруте под номером один. Из Москвы в Белгород мы приехали поездом, затем добрались до западной окраины Бирюча, а дальше шли по городу, в том числе по улице, носящей имя Маркина, где он родился 17 сентября 1923 года. К сожалению, дом, в котором жили Маркины, не сохранился, но в краеведческом музее, где нас очень тепло принимали, хранятся фотографии Вячеслава Витальевича и членов его семьи, военная летная форма и различные видеоматериалы. Мы узнали новые интересные факты, связанные с жизненным и боевым путем нашего героя. Рядом с музеем, на центральной площади, расположена аллея Героев. Там установлены бюсты Героев Советского Союза и Социалистического Труда, уроженцев Бирюча, среди них и бюст В.В.Маркина, около которого мы провели небольшой митинг и возложили цветы. Возвращаясь в Белгород, мы от села Шмарное пешком прошли по части Засечной черты – укрепленной линии, защищавшей южные рубежи Русского царства еще в середине XVII века, посетили крепость Яблонев и историко-архитектурный комплекс Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь в меловой горе на реке Оскол. На колокольню вели 292 каменные ступеньки, по которым мы не преминули подняться, чтобы полюбоваться прекрасным видом и ощутить мощь оборонного сооружения.
Вторым важным местом, которое посетила наша дружная команда, было знаменитое Прохоровское поле, именуемое третьим ратным полем России, и в целом мемориал, посвященный битве на Курской дуге, потому что после обучения в Липецком аэроклубе и Балашовском военном училище именно в небе над Курской дугой летчик Маркин начал совершать боевые вылеты. Мы прошли вдоль поля и добрались до командного пункта, откуда в том числе велась корректировка огня с воздуха для поддержки танков и пехоты. Очень нас впечатлил Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», открытый в Белгороде в 1987 году. Это крупнейшая в Европе диорама, созданная несколькими авторскими коллективами художников. В музейном комплексе есть зал, посвященный авиации, в нем мы увидели большую модель самолета Ил-2, на котором воевал В.В.Маркин.
Впечатления от похода превзошли все наши ожидания. Проведенное мероприятие позволило еще больше узнать о Герое Советского Союза Вячеславе Витальевиче Маркине, расширило кругозор в области знания истории своей страны, способствовало воспитанию патриотизма. В школьном музее «Служу Отечеству» мы обновили экспозицию, посвященную В.В.Маркину: разместили фотографии похода, карту маршрута, ксерокопии документов из краеведческого музея города Бирюч.
Каждый солдат, который был готов рисковать и жертвовать жизнью во имя спасения своего народа, своей Родины, достоин славы и почета. И сегодня наши школьники должны понимать, что прошлое – время не только великих трагедий, но и время великих героев и подвигов.

Анатолий БОЛЬШАКОВ,
педагог-организатор, учитель ОБЖ, права школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина;
Татьяна ЗЛОБИНА,
учитель русского языка и литературы школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt