Городская конференц-игра «Стоп стенд» на тему «Я б в учителя пошел, пусть меня научат», прошедшая в Петрозаводске, организуется в школе №36 с 2017 года. Традиционно в октябре «Стоп стенд» посвящается профессии педагога, темы же за эти годы менялись: «Учитель – это призвание», «Учитель – друг и наставник», «Учитель будущего».
– Каждый раз вызывают уважение и восхищение размышления школьников, представленные ими в ходе защиты стендовых докладов, – о педагогическом труде, о качествах, необходимых для получения этой профессии, о любимых учителях, о том, какими бы им хотелось видеть современных наставников, – рассказала директор школы Елена Вайник.
Участниками конференц-игры стали ученики 6-7‑х классов, семь команд из четырех образовательных организаций Петрозаводска: средней школы №10 имени А.С.Пушкина, средней школы №33, лицея №40 (две команды) и средней школы №36 (три команды).
Ребята представили на суд экспертов стендовые доклады, продемонстрировав абсолютно разные подходы к общей заявленной теме. Одна из команд предложила новый формат оценивания достижений учащихся – десятибалльную шкалу. Другая обновила профессиограмму современного учителя.
Ученицы лицея №40 рассказали, в каких учебных заведениях можно получить профессию педагога (в карельской столице работают Институт педагогики и психологии ПетрГУ и Петрозаводский педагогический колледж), а также озвучили результаты собственного опроса среди работающих учителей, кто и почему из педагогов лицея пришел в эту непростую профессию.
Особенно выделили ребята такие необходимые современному учителю качества, как человечность и понимание. «Хорошо, когда учитель с учениками на одной волне» – эта фраза прозвучала неоднократно от участников игры из разных школ. При этом для школьников молодость педагога определяется вовсе не стажем работы, а юностью души, отзывчивостью и умением общаться с учениками. Добрый, строгий, интересный, умный – о таких профессиональных и личностных качествах упоминали участники игры, рассказывая о тех педагогах, которые вдохновляют их на выбор возможного профессионального пути.
Итоги игры
Во время работы экспертного жюри и подсчета баллов директор школы №36 Елена Юрьевна Вайник ознакомила участников события со сборником биографий и воспоминаний «Земной поклон учителям», который был издан благодаря многолетней кропотливой совместной работе педагогов, учеников и выпускников школы вместе с ветеранами педагогического труда.
Победу в игре одержала команда лицея №40, команда средней школы №36 получила второе место, вторая команда лицея №40 заняла по сумме баллов третье место.
Гостем игры стала старший методист Центра развития образования Петрозаводска Зинаида Борисовна Ефлова, доктор педагогических наук. В школе №36 отметили ценные советы эксперта ребятам по каждому стендовому докладу, которые касались как оформления, так и содержания, а особенно источников информации.
– Это требование не только к ученикам, но и к педагогам, которые готовили ребят. Википедия не может быть единственным источником для выводов. Важно, чтобы на это обращали внимание и дети, и взрослые, – подчеркнула Зинаида Ефлова.
«Уверены, что такое профессиональное сотрудничество только на пользу школьникам, тем более что многие из них высказали свое желание в будущем стать педагогами», – отметили в заметке сообщества школы №36 Петрозаводска, посвященной этому образовательному событию.
Педкласс. Планы на будущее
Директор школы №36, обсуждая планы по введению педклассов в образовательной организации, пояснила, что в школе традиционно формируется один 10-й и, следовательно, выпускается один 11-й класс.
– Внутри классов формируются профильные группы, в которых реализуются учебные планы в зависимости от выбора ребят. Не могу сказать, что наши выпускники стали чаще делать выбор в пользу педагогической профессии, но от двух до девяти выпускников ежегодно поступают на педагогические специальности в вузы и колледжи, – отметила Елена Вайник, пояснив, что, сознавая остроту кадрового вопроса в системе школьного образования, коллектив школы включился в проект «Класс психолого-педагогической направленности».
В образовательной организации уже изучили Концепцию профильных психолого-педагогических классов, подготовленную Академией Минпросвещения России.
– И хотя предлагаемые в ней модели в условиях нашей школы использовать невозможно, мы решили попытаться синтезировать оптимизационную (внутришкольную) и сетевую модель, предполагающую обмен ресурсами между образовательными организациями. Весной 2022 года разработали «дорожную карту» по реализации проекта. Изучили мнения учеников 9-х классов и их родителей и стали готовить нормативную базу, сформировали учебный план, – резюмирует директор.
С 1 сентября 2022 года из 29 учеников 10-го класса 7 человек обучаются в группе психолого-педагогического профиля. Большую часть дисциплин, входящих в учебный план, ведут педагоги школы, в том числе основы психологии и практический модуль «Педагогическая практика».
Учебную дисциплину «Основы педагогики» для старшеклассников читает преподаватель Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета кандидат педагогических наук Наталья Николаевна Шевченко. В рамках программы предусмотрены практические занятия, педагогические пробы, посещение открытых уроков опытных педагогов.
Трое учеников школы стали участниками Всероссийского юношеского педагогического форума, который проходит в «Орленке» с 5 по 25 октября. Возможно, именно это событие укрепит их желание стать педагогами.
Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия, фото автора
Справка
Минпросвещения России планирует создать пять тысяч педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи. Об этом сообщал министр просвещения Сергей Кравцов в марте 2021 года в ходе заседания Комитета Госдумы по образованию и науке.
Методические рекомендации Минпроса о создании классов психолого-педагогической направленности доступны по ссылке https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.03.2021‑N-VB-511_08/.
Комментарии