search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Пусть мечтают… Мысли вслух

Оканчивая школу много лет назад, я знала, что хочу изучать иностранные языки и литературу, но поначалу совершенно не задумывалась над тем, кем я стану в будущем. Определиться помогли замечательные педагоги – сначала учительница английского языка в школе, потом научная руководительница в университете. В профильном гуманитарном классе нас настраивали не на получение определенной профессии, а на продолжение процесса обучения, на получение знаний. В младших классах мы все отвечали хором: «Хочу быть космонавтом!» В подростковом возрасте пережили увлечение фехтованием и мушкетерами. В старших классах разделились по интересам, а вернее, по склонностям. Помню, школу в целом обвиняли в том, что она не готовит учащихся к реальной жизни. Бывает, что кто-то точно знает: хочет быть ученым… врачом… учителем… Часто с сияющими глазами говорят о работе журналистом, конечно, международником. Одну из школ Новосибирска некогда окончила Ирина Алферова, о чем нам регулярно напоминают местные СМИ, и сегодня многие девочки видят в ней ролевую модель и образец для подражания. Конечно, появляются новые популярные профессии.

На вопрос «Кем хотите стать?» старшеклассники хором ответили: «Менеджером!» Менеджер – не то что привлекательная профессия, мне кажется, популярно само слово. Молоденькая маникюрша с сияющим лицом рассказывала о том, что поступила учиться на заочное отделение в одном из вузов города, хочет быть менеджером. Я спросила, чему учится. «Управлять вообще!»

Дети и взрослые употребляют слово, не задумываясь о значении. Смотрю на список факультетов и предлагаемых специальностей. Да, менеджер есть везде, просто вот так, назывным предложением. Интересно, что стоит в дипломе, чему реально учат. Спрашиваю ребят, чем именно хотят управлять, вижу, что вопроса часто не понимают. Менеджер отеля, туристического агентства, компании «Чистая вода», государственного предприятия, парикмахерской?.. Можно ли научить профессии «вообще»?

Всего лишь пару столетий назад название профессии часто давало общее понятие и о роде занятий человека. Врач лечил от всех болезней, учитель обучал всем предметам, адвокат занимался всеми делами, связанными с законом. Я попробовала себе представить, что наряду с модными сегодня профессиями менеджера или юриста появилась профессия «учитель вообще». Не случайно ведь в СМИ часто стало мелькать понятие «учитель широкого профиля». Во многих школах, особенно сельских, один педагог ведет несколько предметов, причем не обязательно сопредельных. Вместо привычных сочетаний «русский язык и литература» или «химия и биология» сегодня можно встретить, условно говоря, преподавателей естественно-научного и гуманитарного профиля. Честно говоря, проработав в системе образования достаточно много лет да пережив двадцать лет учебы моих собственных троих детей в школе, я поняла, что при наличии толковой программы и четкого учебного плана могла бы вести почти все школьные предметы, кроме недоступной моему разуму геометрии. Получается, что учитель широкого профиля – не такая уж и фантастика. Нужны лишь опыт, желание, готовность постоянно учиться самому.

Кто-то из великих писателей XX века сказал: «Никто из детей на вопрос, кем ты хочешь быть, не отвечает: «Старшим помощником младшего бухгалтера». Но многие именно ими становятся. А в детстве пусть мечтают!»

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте