search
main
0

Пусть летают крокодилы. А люди не должны отрываться от действительности, считает Наталия Ковалева

«Осторожно формулируйте свои мечты, они сбываются!» – предостерегает Наталия Ковалева. Грезам она предпочитает действительность. Только в реальной жизни можно смеяться до упаду и плакать навзрыд, только в настоящем можно успеть переделать множество дел и запланировать себе занятия на завтра, только здесь и сейчас можно почувствовать стук крови в висках и устремиться раздвигать горизонты. На областном этапе конкурса «Учитель года» филолога из 2-й осташковской гимназии отметили как человека, способного принимать интересные решения в нестандартных ситуациях, как личность с собственной системой ценностей и мировоззрения, как учителя, строящего свой мир самостоятельно. Таким, каким она сама хочет его видеть.

Наталия поступила в Новгородский университет. Она хотела изучать творчество Горького. Бесконечно говорить о его ранних рассказах со своей преподавательницей Александрой Семеновой, доцентом кафедры журналистики НОВГУ имени Ярослава Мудрого. Погрузиться в тихое исследование творчества писателя с такой шумной биографией Ковалевой тоже хотелось попробовать, а вдруг и ей дал Бог талант «глаголом жечь сердца людей», и параллельно она два года осваивала искусство работы со словом на курсах журналистики. Красный диплом получала в мантии и конфедератке как вполне заслуженное, само собой разумеющееся… Но как-то проснулась она и поняла, что единственное верное решение для нее – стать учителем.Это откровение настигло Наталию Ковалеву в Санкт-Петербурге. И поехала она в Осташков, в школу, в которой училась:- Я пришла сеять разумное, доброе, вечное.- А что, по-твоему, – удивилась директор гимназии №2 Зинаида Пашинская, – мы до сих пор не сеяли?- Не знаю, чем вы тут без меня занимались… – заявила ее бывшая ученица, окончившая 2-ю с одной четверкой по географии.И ринулась творить свою историю.Это мама раньше учила мальчиков и девочек плакать от красоты сказанного великими литераторами и вслушиваться в оттенки чувств, которые рождались во время чтения, преподавая русский и литературу в училище! Наталия помнит, как мама брала ватман, расчерчивала его на квадратики и перерисовывала в увеличенном масштабе портреты Ахматовой и Пастернака, для того чтобы ее ученики знали их в лицо – в 90-е годы достать эти иллюстрации к урокам в продаже было попросту невозможно. Сама же Наталия Юрьевна даже не предполагала, что готова делиться взглядами на классику с кем-то еще, заставлять кого-то вчитываться в беспокоящие строчки и переживать из-за возникшей порой у кого-то недопонятости авторского замысла. Забавно, мама и профессию, и Осташков оставила. Переехала… в Новгород Великий. Наталия, вернувшись к Селигеру, в профессию пришла и уверена, что задержится в ней надолго.30 часов нагрузки. Но она играет и в театре. В народном театре Осташкова, в клоунском театре «Чумаки» и в гимназической театральной студии «Спутник». Она редактор школьной газеты «Успех», редактирует и прочие школьные методические сборники. Занимается общественной деятельностью в молодежной палате Законодательного собрания Тверской области, в совете общественности, в молодежном совете города. Несколько лет играла в волейбол. Считает: школа дает человеку очень много. В этом Наталия Ковалева убедилась на собственном опыте. В университете она была направлена только на учебу и журналистику. А в школе у нее появилась возможность выйти за рамки. Ее ученики ходят на серьезные спектакли, хорошие фильмы, концерты, соревнования. Ковалева – классный руководитель одиннадцатого класса, ведет их с пятого. Времени проводят вместе много.Каждую пятницу чаепития. За чашечкой чая удается решить множество личных и школьных проблем, таких, о которых в более официальной обстановке и не поговоришь. Нередко застолье заканчивается сражениями в лото, ведь юмор и народная фантазия здесь просто безграничны – практически для каждой цифры придуманы шутливые и остроумные прозвища. К примеру, 11 называют барабанными палочками, 55 – перчатками, а 66 – валенками. Это не только веселая, азартная игра, но и прекрасная тренировка внимательности и памяти. Чаще всего победа зависит именно от них, а вовсе не от удачи игрока. Одной из девушек везет больше, чем другим, и ей завидуют все, шансы у других есть только тогда, когда именно она «таскает бочонки».Выбираются они всем классом и на природу, на пикники. На полянке устраивают пантомимы, играют в «Летающего крокодила» (классический тест на логическое мышление). Ковалевой хочется, чтобы ученики помимо знаний вынесли из школьных стен чувство гордости за родной край, родную гимназию. И она старается сделать все возможное, чтобы дети стали друг другу ближе. Конечно, не все в ее классе идеальные друзья, но вместе им хорошо. Недаром Наталия Юрьевна стала лауреатом областного конкурса «Самый классный классный» с эссе о своих ребятах.- Иногда я думаю, – размышляет Ковалева, – а не взлететь ли? Взять – и оторваться от земли. От тестов, сжатых изложений, ежедневной проверки тетрадей, вечной доработки тематического планирования… С высоты ведь виднее, обзор опять же лучше. Пожалуй, нет. Оторванных от действительности сегодня предостаточно. Тогда приземляюсь. Но не для того чтобы плыть по течению, а, наоборот, устремиться вглубь, в центр событий. А что?! Везде есть своя жизнь, свое царство, свои законы. Надо только активно участвовать в жизни, проявлять инициативу (в том числе  законотворческую) – в общем, стать там «своим».Педагогическое кредо Наталия Юрьевна сформулировала так: «Быть собой. Идти своим путем. Ставить свои цели. Праздновать свои победы».Надо быть собой, убеждена Ковалева: ни много ни мало. Если изменять себя, то не изменять себе. Убеждать, когда требует ситуация, смеяться, когда не можешь сдерживаться, даже на уроке. Быть просто человеком, таким, как нужно здесь и сейчас: у классной доски, за монитором компьютера, на круглом столе, за трибуной, на сцене… Как это порой трудно, когда ты поставлен в рамки стандартов! Всюду. Но все же…Идти своим путем. Например, пойти в школу из идейных соображений. Верить, что в школе здорово. Понять, что весело не всегда. Не дать себе устать и разочароваться. Использовать ресурсы театра, газеты, общественных организаций, чтобы стать интересной и нужной. Только вперед, чтобы… ставить свои цели. Например… научить вести себя в музее, быть готовым к смелым экспериментам, довести весь класс до выпускного… Немного вроде бы, зато от души. А там можно праздновать свои победы. Разные. Удачный поход с единственным препятствием в виде классного руководителя, застрявшего на мосту. Плетение «рыбьего хвоста» за рекордное время. Посещение детьми «Театральной осени». Участие старшеклассников в общественной жизни города и района. В общем, понимаешь, что твой труд небесполезен, что тут и твоя победа.После этого на мгновение можно… взлететь.После конкурса «Учитель года России-2012» Наталия Юрьевна стала вести в воскресной школе Осташкова православное краеведение. Она составила собственную программу о памятниках архитектуры: рассказывает о музее, который был когда-то собором, про Нилову пустынь, исток Волги с Ольгиным монастырем, часовни. Ковалевой не хочется, чтобы религия для детей была чем-то оторванным от жизни, Бог не только в душе, уверяет она, есть памятники веры, которые можно потрогать. Уроки ее смешанные, светско-религиозные.Мечтала Ковалева поехать в северные страны. Министерство образования такую возможность ей предоставило, Наталии Юрьевне удалось побывать на стажировке в Финляндии. Теперь хочет съездить в Европу, посмотреть, чем живут люди Италии, Испании. Мечтает Ковалева и о семье, о любящем, понимающем ее мужчине, о собственных детях. Из литературы она предпочитает гуманистов, Достоевского (говорит, интересовалась статистикой и выяснила, что он один из любимых писателей у молодежи), Пушкина с его «Как дай вам бог любимой быть другим». Из Серебряного века выделяет Северянина и Ахматову. Ей нравятся Бродский, Довлатов, Солженицын. Но старается быть беспристрастной, дать детям все точки зрения, дать почувствовать каждого с его «я».- Сколько разнообразной литературы для учителей и классных руководителей лежит сейчас на полках в книжных магазинах! Методики проведения урока, сценарии классных часов – все это можно узнать из книг, журналов, Интернета. Только жизнь – это не книга. Информационные источники дружно говорят: классный руководитель должен быть таким-то, начинающий классный руководитель должен делать то-то, развивать и воспитывать следующее… Это все так. Но когда задаешься вопросом «как?» – ответа на него не находишь. Спрашиваешь у коллег, как именно сделать свой класс дружнее? Отвечают, что надо провести классный час, поговорить про дружбу, организовать тренинг и прочее. Но как? Что именно сказать и сделать? На эти вопросы молодому классному руководителю надо отвечать себе самому. Или в книге написано: «Вступительное слово учителя». Но если ты впервые «у руля», сложно найти слова, так нужно, чтобы где-то было написано, что именно сказать вначале. Все приходит с опытом. Это аксиома. Но пока опыт приобретешь, дети вырастут, станут такими, какими ты, быть может, и не хотел их видеть… Много вопросов встает передо мной каждый день. И не на все удается ответить, прочитав книгу.Но все-таки умные книги Ковалева любит. Недавно прочитала «Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации» Патриции Альбьерг Грэм. Вопрос становления образования волнует Наталию Юрьевну, она довольна, что садики сегодня включили в систему, пытаясь ликвидировать разрыв между ними и школой. Проводит параллели…Сейчас учится в Высшей школе экономики на управлении образованием у Каспржака, Фрумина, Митрофанова, Поливановой. Хочет, чтобы у нее был профессиональный рост не только в учительстве, но и в административном плане. Учитель – он воспитывает, а создает школу, ее идеологию административный корпус, и не только школу, отделы, управы, департаменты. И Ковалевой для своего развития такие навыки интересны… Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Осташков, Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте