Принцип вариативности воплощается и в обновленных программах по литературе для общеобразовательных школ, классов с углубленным изучением предмета, гимназий и лицеев. Все эти программы (речь идет о рекомендованных Министерством образования) дают учителю возможность в зависимости от конкретных условий 20 процентов учебного материала изучать по своему усмотрению. Дается только общее количество учебного времени на класс. Часы же на каждую тему учитель распределяет самостоятельно.
Значительно обновлен перечень изучаемых произведений: включены поэзия “серебряного века”, литература русского зарубежья, ранее не публиковавшиеся произведения, шире даны фольклор, древнерусская и зарубежная литература.
Традиционный курс литературы в среднем звене строится на хронологическо-тематической основе, в старшем – на историко-литературной. Такую структуру сохранили программы под ред. Т.Ф.Курдюмовой (Институт общего образования Министерства образования) и под ред. В.Г.Маранцмана (Санкт-Петербургский педагогический университет) и некоторые другие.
Теперь появились программы – новые по своей структуре. Например, под ред. А.Г.Кутузова (Институт общего образования) или А.И.Княжицкого, Е.С.Абелюк, З.А.Блюминой (Московский институт развития образовательных систем), которые строятся на жанрово-проблемной основе. Расположение учебного материала позволяет сформировать у школьников представление об историко-литературном процессе. Учителя получили также программы факультативных курсов: “Литература народов России” (Хайруллин Р.З.), “Москва в русской литературе” (А.И.Княжицкий), “Немецкая литература” (Нартов К.М.) и другие.
В условиях дифференцированного и вариативного образования достаточно остро стоит проблема создания Государственного стандарта литературного образования, который призван обеспечить единое образовательное пространство в России, обеспечить преемственность в обучении на всех этапах образования и во всех типах учебных заведений. В настоящее время об’явлен конкурс на разработку стандартов.
До введения стандарта министерство направило на места письмо “О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях”, в котором определен Федеральный базовый компонент литературного образования.
Этот документ, по нашему мнению, важен еще и тем, что в нем поднята одна из серьезнейших проблем, которую необходимо решать, – изменение структуры курса литературы в связи с Законом “Об образовании” и переходом на обязательное 9-летнее образование.
Мы полагаем, образование на этапе неполной средней школы должно быть относительно завершенным. Стало быть, мы не можем выпустить ученика из 9-го класса (независимо от того, в каком типе учебного заведения он продолжит свое обучение), если курс литературы будет изучен им до второй половины ХIХ века, как это сложилось в линейных программах. Справедливо ли будет, если он не познакомится с современной литературой?
Вот и встает вопрос, как придать завершенность курсу неполной средней школы, какие произведения из второй половины ХIХ века и из ХХ перенести в среднее звено, какие изучать в старших классах? Как снять перегрузку, которая неминуемо возникает, если вводить систематический курс на историко-литературной основе?
Многие считают, что во что бы то ни стало необходимо сохранить существующую линейную структуру, и приводят весьма веские аргументы.
В письме Министерства образования представлена завершенная структура курса литературы. При этом подчеркивается, что “возможны различные варианты структурирования изучаемого материала от древности до современности” и что “на период до введения Государственных образовательных стандартов для учеников, завершающих образование в 11-м классе, возможно сохранение линейной структуры курса с 5-го по 11-й класс”.
На переходном этапе такое решение вполне возможно. Но, понимая, что эту проблему все равно придется решать разработчикам стандарта литературного образования, а также авторам учебных программ и учебников, мы хотим обратить на нее внимание учителей, методистов, ученых и надеемся, что общими усилиями она будет успешно решена с наибольшей для учеников пользой.
Татьяна КАЛГАНОВА,
главный специалист Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации
Комментарии