Когда мы начинали делать первый проект на конкурс, мы даже не представляли, в каком направлении нужно двигаться. Предстояло что-то исследовать, но как, непонятно. Осознание пришло по ходу работы.
Первым делом нужно было выбрать объект исследования. Экспонатов у нас в музее много, но какой взять? Выбор пал на пушечное ядро.
В школьный музей ядро принес ученик Давид Девнозашвили. Летом 1998 года он с друзьями играл в войну недалеко от дома. Ареной их боевых действий служили небольшой лесок и бывшее поле совхоза имени 50‑летия Октября, которое находится между деревней Шеломово и ст. Бекасово-Сортировочное. Лесок отделяет поле от федеральной трассы Москва – Киев. Когда Давид с отрядом пошел в наступление, он споткнулся обо что-то тяжелое. Мальчик увидел необычный круглый предмет. Очистив его от земли, он понял, что это пушечное ядро. Давид принес его домой, а осенью подарил ядро школьному музею.
Я предложила исследовать ядро одиннадцатиклассникам, но энтузиазма не было. Мой расчет на мужчин в военном деле не оправдался, оружие их не интересовало. И вдруг руки подняли Алина и Даша. Они сказали, что хотят попробовать. С ними мы и начали делать эту работу. По ходу наших исследований интерес возник у всего класса. Каждый урок истории начинался с вопроса, что нового узнали о ядре.
Целью работы было доказать, что хранившееся в школьном музее пушечное ядро относится к событиям Отечественной войны 1812 года.
Приступая к исследованию, мы понимали, что каждый снаряд имеет свой калибр. Ученицы сходили в школьную столовую, взвесили ядро. Вес составил 2 кг 300 г. При помощи линейки они измерили диаметр – 8 см. С помощью расчетов по специальной формуле и таблицы, найденной в Интернете, попробовали определить калибр. Этим занялась Алина. А Даша стала изучать историю артиллерии.
Для определения калибра ядра были проведены математические вычисления двумя способами – через массу и через диаметр. Сравнив с таблицей, с учетом погрешностей получили результат: ядро принадлежит 3‑фунтовому единорогу, находившемуся на вооружении в русской армии с середины XVIII в. В начале XIX в. 3‑фунтовыми единорогами были вооружены егерские войска. Следовательно, ядро могло принадлежать русской армии.
Отличия русских и французских ядер незначительные. Изучив литературу, Даша выяснила, что во Франции были пушки такого же калибра. Это были 3‑фунтовые горные пушки в восточных частях армии Наполеона, расположенных у границ России.
Таким образом, у нас было два предположения: ядро могло быть как русским, так и французским. Чтобы разобраться в этом, мы начали изучать краеведение. Помогли Интернет, Энциклопедия для детей издательства «Аванта+», книга Л.Дробышевского «На берегу реки Нары».
Занимаясь краеведением, выяснилось, что в наших местах не было регулярных русских войск, а действовали партизанские отряды А.Н.Сеславина и А.С.Фигнера. Это были летучие конные отряды, не имевшие на вооружении пушек. Поэтому предположение, что ядро русское, отпало. А вот присутствие войск Наполеона после оставления Москвы мы обнаружили в нескольких источниках. Его армия шла по Старой Калужской дороге, в районе с. Троицкого (современный Троицк) свернула на Новую Калужскую дорогу (Современное Киевское шоссе). В энциклопедии мы нашли название нашей топонимики – с. Бекасово: «Партизанский отряд капитана Сеславина из 250 казаков и гусар с помощью крестьян, хорошо знавших местность, по глухим лесным тропам пробрался к Новой Калужской дороге и у села Бекасово стремительно атаковал крупный неприятельский обоз. При этом Сеславин пропустил два батальона пехоты и основную часть кавалерии, прикрывавшие обоз, и лишь затем ринулся в бой. В результате жаркой схватки французы потеряли почти весь обоз, 300 солдат, несколько офицеров и одного генерала». Что находилось в этом обозе, не сказано, но можно предположить, что боеприпасы. Наши полученные данные подтвердили в Наро-Фоминском краеведческом музее, где, кстати, хранится точно такое же ядро в экспозиции Отечественной войны 1812 года. Но принадлежность этого ядра не определялась. Мы пришли к выводу, что ядро французское. Цель работы достигнута: доказано, что экспонат школьного музея связан с событиями Отечественной войны 1812 года.
Когда на уроке истории девочки рассказали о результатах исследований, класс, услышав знакомые названия населенных пунктов, был удивлен. Обсуждали еще долго. А кто-то даже пожалел, что не принял мое предложение об исследовании.
Маргарита БАЛАШОВА, учитель истории школы №1391
Комментарии