search
main
0

Пункт первый – директора уволить. Пункт второй – восстановить!

Об увольнении директора Елены Травиной детско-юношеского центра «Каравелла» Зеленоградского административного округа Москвы на уходящей неделе писали и в газетах, и на интернет-ресурсах. Мало кто обошел стороной этот факт вопиющего попрания прав человека.

8 февраля «Каравеллу» с самого утра осаждали корреспонденты столичных газет, телевидение, не умолкали телефонные звонки. События последних дней вызвали большой резонанс среди общественности. Во второй половине дня на пороге «Каравеллы» появился опальный директор – Елена Травина. Приехала сразу же после встречи с Анной Халевой, руководителем Управления образования Зеленоградского АО. Приехала для того, чтобы информировать коллектив о своем восстановлении на рабочем месте, выразить благодарность членам коллектива за поддержку и активную гражданскую позицию. Но на следующий день 9 февраля в директорском кресле вместо Елены Травиной мы увидели бывшего директора «Каравеллы» Оксану Сорокину. Елене Травиной руководитель Управления образования Зеленоградского округа Анна Халева запретила выходить на работу без объяснения причин. Что происходит? Когда наконец наступит логическая развязка этой «Педагогической поэмы»? Получается, что даже решение главы Департамента образования Исаака Калины о восстановлении опального директора на работе может быть проигнорировано? Ну вроде бы как меры приняты, поиграли в демократию – вышли в народ, поговорили и хватит. Как говорится, «Цирк уехал, а клоуны остались».

И вот свершилось! Сегодня, 10 февраля, в «Каравеллу» с визитом прибыла Галина Черненко, помощник начальника Зеленоградского управления образования. Она подтвердила публично факт восстановления на рабочем месте Елены  Травиной, показала приказ, ответила на все вопросы присутствующих. Пожелала педагогам успехов в работе и призвала всех поскорее забыть это «маленькое недоразумение».

Немногим ранее

Что же послужило причиной столь пристального внимания к событиям, всколыхнувшим московскую педагогическую общественность?

В конце января на совещании директоров в Зеленоградском управлении образования был рассмотрен вопрос о призыве к участию в митинге в поддержку Владимира Путина. Для поездки были зарезервированы автобусы. Вопрос об отказе участия в митинге не рассматривался.

Информация была подана как команда к исполнению. Елену Травину такая постановка вопроса не устраивала. Это шло вразрез с тем, о чем уже не одну неделю трубили со всех каналов ТВ «За честные выборы». Директор использовала свое право на личное мнение и свободу высказывания, обратившись в редакцию «Новой газеты» («Новая», №11 «Учитель, власти говорят: команды не было!»).

А тут еще 2 февраля победителей конкурса «Учитель года», в котором приняла участие один из педагогов «Каравеллы», поздравлял начальник Департамента образования Москвы Исаак Калина. В конце встречи он поинтересовался у присутствующих о том, не оказывается ли давление со стороны директоров и администрации к участию в каких-либо митингах. Педагог «Каравеллы» подняла руку и честно изложила всю информацию, которой владела, вплоть до количества людей, которые по разнарядке должны участвовать в митинге на Поклонной. Калина обещал разобраться. Ну и разобрался, как говорится, по полной программе. После встречи в Департаменте образования Анна Халева сочла необходимым «расставить точки над i» в присутствии всего коллектива «Каравеллы». Публичная показательная «порка» провинившегося директора не выдерживала никакой критики. Зачем нужно было собирать весь коллектив, если не было задано ни одного вопроса, а мнение педагогов ее вообще не интересовало? Девушка, работающая педагогом в «Каравелле», ответившая на вопрос Калины, пыталась объяснить Анне Халевой, что ее слова были неправильно истолкованы. Но кто ж ее теперь услышит? Добровольно-принудительное увольнение директора свершилось в одночасье.

Казнить, нельзя помиловать

Не смогла или не захотела Елена Травина вовремя сориентироваться и научиться жить по законам стаи, в которой глас вожака должен непреложно восприниматься как призыв «Ату их, ату!», так или иначе, но современный социум – вещь суровая. Основные постулаты выживания: «не высовывайся», «тебе что, больше всех надо», «забей, живи спокойно»…

Но у Елены Травиной другая позиция. Ее послужной список в сфере образования довольно богат. Педагог в четвертом поколении, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», лауреат премии Президента России в области образования, кандидат педнаук, мама троих детей… Под ее руководством школа №1923 МЖК Зеленоградского АО получила статус \”Школа здоровья\”, лицензию на медицинскую деятельность, что значительно упростило решение здоровьесберегающих задач. В ее портфолио – участие в различных профессиональных форумах и слетах, работа в составе жюри конкурса \”Учитель года\” в различных регионах России. «Следопыт», учреждение дополнительного образования, явился для нового директора платформой для реализации многих творческих идей. Педколлектив, а вернее дружная команда креативных единомышленников, позволила за короткий период времени привлечь детей к нестандартным формам образовательной деятельности. Ребята участвовали и побеждали в различных конкурсах, стали обладателями кубка по КВН среди зеленоградских команд.

После «Следопыта» Елена Травина встала у штурвала «Каравеллы». Было это пять с небольшим месяцев назад. Коллектив «Каравеллы» принял нового директора неоднозначно. От добра добра не ищут. Бывшего директора, ушедшего на повышение, провожали со слезами. Так все было ладненько, душевненько и спокойненько. Для тех, кто сумел правильно сориентироваться. И таковых было большинство. В начале учебного 2011 года события развивались молниеносно. Директор уходит. «Каравелла» в трауре. Кто встанет у руля? Как все будет дальше?

Первая встреча с Еленой Травиной состоялась у меня в сентябре 2011-го, тогда я взяла у нее интервью («Крюковские ведомости» №19 «Надо искать сердцем»). Вот выдержки из этой беседы.

– Дополнительное образование, безусловно, нуждается в реорганизации. Нововведения относительно подушевого финансирования – разумная мера. Мы начнем работать прозрачно и более эффективно. Вот они – дети, вот они – результаты, вот они – деньги. Я не приемлю формализма. Для меня важен процесс. А конечный результат будет обязательно положительным, если сам процесс выстроен гармонично. Я с оптимизмом смотрю на новые веяния. Это позволит руководителю финансово мотивировать лучших педагогов. На месте виднее, кто имеет высокие результаты своей деятельности. Кто лучше работает, тот и должен больше получать. Уравниловке пришел конец. И это нормально.

…«Каравеллу» лихорадило. Своей энергетикой новый директор буквально захлестывал палубу педагогического судна. Новые идеи, проекты, планы для их реализации нуждались в поддержке коллектива, желании, умении, профессионализме педагогов. Необходимо было перестраиваться на новый курс педагогической деятельности. Для многих это оказалось серьезным потрясением, непосильным испытанием. Высокие новаторские требования со стороны директора к педагогам расценивались подчас как самодурство и неумение руководить коллективом.

– Педагог прежде всего должен быть умен в широком смысле этого слова. Следовательно, терпелив, уважителен к детям. Без любви к детям ожидаемых результатов от своей деятельности не получить. И безусловно, креативен. Я вижу все это в совокупности как некий конгломерат ценностных качеств личности педагога. На сегодняшний день родители заняты вопросами повышения благосостояния семьи. Идейная политика общества искажена. Дети подчас предоставлены сами себе. И дополнительное образование в этом процессе может сыграть не последнюю роль. Дать ребенку то, чего ему недостает в семье, стать для него гуру – вот каково поистине высокое предназначение каждого из педагогов дополнительного образования.

…Упреки и обвинения в адрес нового руководителя по вопросу перестановки кадров, привлечения новых молодых дипломированных специалистов было расценено как злоупотребление статусом руководителя. Хотя ни одного принудительного увольнения зафиксировано не было. Напротив, директор изыскивала возможность выбора для педагогов, у которых что-то не складывалось, предлагала альтернативные варианты сферы деятельности в центре по принципу от каждого по способностям, каждому по труду. Молодые педагоги наконец почувствовали себя значимыми и нужными в центре. Разговоры о переходе на другую работу сами собой прекратились. Сейчас каждый занят своим делом, которое по душе.

Ностальгия «старой гвардии» по прошлым временам – вопрос времени. Трудно перестраиваться, привыкать, вникать, слушать и слышать. Но жизнь не стоит на месте.

– Принято считать, что «Каравелла» долгие годы находится в интересном, увлекательном творческом плавании. Но мне почему-то очень хочется, чтобы однажды она обрела крылья и полетела. Плавание – это прекрасно. Но еще прекраснее – полет.

…Полет прервался в одночасье. В период умопомрачительной предвыборной скачки на фаворита заявлены огромные ставки. И они должны быть оправданы.

Казнить нельзя, помиловать

6 февраля «Каравелла» судорожно готовилась к приему гостей из московского Департамента образования. В ожидании разбора полетов «Каравеллы» в лице скоропостижно уволенного директора педагоги бурно обсуждали произошедшие события. Визит Исаака Калины, начальника Департамента образования Москвы, расценивался как необходимость проверки подтверждения факта о превышении своих полномочий со стороны Еленой Травиной. Никто не мог предположить, что колесо истории возможно повернуть вспять.

Вместе с ним прибыли Марина Иванова, зам. председателя горкома профсоюза, Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве и Анна Халева, руководитель Управления образования Зеленоградского округа.

Коллектив внимательно слушал вступительную речь Исаака Калины:

– У меня простой вопрос к коллективу. Очень надеюсь на честность, на откровенность, потому что нам дальше с вами жить и работать. Были ли элементы принуждения хоть одного человека из коллектива к участию в каком-либо митинге? Вопрос, ответ на который мне очень важен.

Первым отважился дать ответ на вопрос педагог Алексей Волошкин:

– Принуждения, что мы обязаны пойти на митинг, не было.

В ходе диалога Исаак Калина, пояснил:

– Можно я вас прерву, чтобы мы не прошли точку невозврата. Я понимаю, что Анну Федоровну вы боитесь больше, чем ту девушку из вашего коллектива, которая на мой прямой вопрос, есть ли в коллективе принуждения к участию в митинге, подняла руку. Я бы очень хотел, чтобы вы, боясь Анну Федоровну или не боясь, не перешагнули грань, отделяющую порядочность от предательства. Не забывайте, что руку подняла член вашего коллектива. Чтобы вы не перешагнули ту грань, когда вам придется сказать, что она вообще солгала, придумала.

Получив отрицательный ответ, Калина вновь и вновь задавал один и тот же вопрос. Члены коллектива с каждым разом все увереннее и громогласнее утверждали:

– Нет, принуждения не было. Было только предложение поехать на митинг. Выступили с подробными объяснениями и пояснениями председатель профсоюзной организации «Каравеллы», депутат, представители администрации, педагоги.

В ходе выяснения обстоятельств дела оказалось, что к педагогу, заявившей публично о принуждении к участию в митинге, вообще никто из администрации не обращался.

Анна Халева признала, что в состоянии эмоционального порыва, возмущенная тем, что на нее были ссылки со стороны коллектива «Каравеллы» по вопросу принудительного участия в митинге поддержки единороссов, предложила уволиться Елене Травиной.

Более часа Исаак Калина добивался от коллектива правды. Почему-то ему казались неубедительными высказывания отдельных сотрудников, коллектива в целом, неоднократно повторяющего хором: «Нет, не было!». После продолжительных прений последовал вопрос и от педагогов центра: «Что же произошло с нашим руководителем? За что человека сняли с должности в 24 часа, на каком основании? Вот вы с нами общаетесь, разбираетесь в ситуации. А Анна Федоровна этого не делает, являясь руководителем окружного управления образования. Она отказалась выслушать мнение коллектива, заявив, что вообще не будет нас слушать».

Евгений Бунимович по-джентльменски посчитал своим долгом выступить в защиту Анны Халевой:

– Могу сказать, что нужно всегда выслушивать все мнения и выдерживать достаточную паузу, чтобы принять решение. Очевидно, что произошла какая-то поспешность. Я не даю пока оценки, пусть Департамент образования их дает и решает. Но вы себе даете право быть эмоциональными, а руководителю иногда тоже очень трудно остаться спокойным…

Ситуация близилась к развязке, все присутствующие напряженно ждали вердикта, заключительного слова Исаака Калины. Он сказал следующее:

– Давайте я принесу извинения за Анну Федоровну, что она, не до конца разобравшись в ситуации, приняла решение. И я предложу Анне Федоровне вернуться к рассмотрению этого вопроса, встретиться с человеком, который ей подал заявление по соглашению сторон. Я поручаю пригласить к себе коллегу и спокойно во всем разобраться.

…Казалось бы, все хорошо, что хорошо кончается. Аккуратно разобрались в ситуации. Нашли оправдания судиям и вершителям судеб. Директор восстановлена на рабочем месте. Только вот как дальше жить, воспитывать троих детей, работать после всего пережитого Елене Александровне Травиной. Сколько времени и сил понадобится ей, чтобы забыть событие, похожее на кошмарный сон?…

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте