Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Птица счастья Тамары Шпикаловой. Продолжательница народных традиций воспитала последователей в десятке регионов России

Учительская газета, №19 от 9 мая 2017. Читать номер
Автор:

Недавно ушла из жизни Тамара Яковлевна Шпикалова. Когда меня оповестили об этом новгородцы – преподаватели Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, я знала об этом человеке очень немного. Доктор педагогических наук, профессор. Работала в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации. Основатель научной школы. Автор программ по изобразительному искусству, которые выбирают для своих учеников многие школы России.

Удивительно, но, когда я стала искать биографию Тамары Шпикаловой в Интернете, не нашла почти ничего. Нет статьи в Википедии (не секрет, многие известные люди их пишут сами о себе). Почти нет портретов, лишь один-два невысокого качества. А что есть? Что осталось? Огромный перечень учебников, учебных пособий ее авторства, я не смогла сосчитать, сколько. И когда я ответила ученым из НовГУ, хлынули на мою электронку письма учеников Шпикаловой. Ученики -это слово мало подходит тем, кто сам отметил 30-40-летние юбилеи труда на кафедрах университетов, в школах России. Дадим им слово!Леонид РЕЗАНОВ, кандидат педагогических наук, учитель  лицея №1828 «Сабурово», Москва:«Тамара Яковлевна Шпикалова была первым ученым, к кому в 1995 г. мы с Галиной Андреевной Величкиной (заслуженным учителем РФ) обратились за поддержкой идеи создания творческого объединения педагогов и учащихся – Детской академии русской культуры. Тамара Яковлевна не просто поддержала создание детской организации, которой сейчас уже исполнился двадцать один год, а дала целый ряд ценных концептуальных и методологических советов, которые определили качество образовательного процесса, решительность в поиске новых форм работы с детьми, исследовательский характер организации, что на десятилетия опережало сложившиеся стандарты образования и традиционные формы работы с подрастающим поколением.C 1997  по 2014 г. Тамара Яковлевна была бессменным председателем Экспертного совета наших научно-познавательных ассамблей.Она всегда была нашим добрым наставником, советовала открывать новые регионы России в этнографическом плане. С 2012 года таким большим открытием явилась Республика Удмуртия. Благодаря наставлениям Тамары Яковлевны нам удалось сделать в этот славный регион уже три этнографических экспедиции школьников».Галина ПОРОВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой изобразительных искусств и методики преподавания Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого:«Шпикалова – создатель научной школы в области художественной педагогики, чья плодотворная научная и педагогическая деятельность получила признание широкой педагогической общественности в России. Благодаря Тамаре Яковлевне народное искусство вошло как полноправный системообразующий компонент единого образовательного пространства России.Гордимся тем, что в Великом Новгороде на кафедре изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ имени Ярослава Мудрого есть представители научной школы Тамары Шпикаловой, ее ученики, единомышленники и продолжатели дела, которому она посвятила всю свою жизнь».Людмила ЕРШОВА, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета искусств Шуйского филиала Ивановского государственного университета:«Тамара Яковлевна – неустанный подвижник, боец, она отстаивала возможность изучения народного искусства в школе, в колледжах, вузах. Под руководством Шпикаловой ее ученики – ученые разных регионов страны  – впервые создали школьные учебники и пособия, в которых народная культура заговорила в полный голос, пробуждая в детях истинные нравственные начала – добра, красоты, мудрости».Из разговоров с последователями Тамары Шпикаловой постепенно вырисовывался портрет ученого и человека. Главное ее достижение – смогла убедить многих, от вузовских профессоров до работников детских садиков, в том, что народное искусство – важная часть нашего образования, часть нашего прошлого, нас самих. Кабинетная жизнь не для нее! Собирала, вспоминают ее ученики, педагогов из всех регионов и везла в Архангельскую область – к мастерам резной «птицы счастья» из щепы, или в Нижегородскую область – к тем, кто помнил еще подлинную городецкую роспись. Для нее не было разницы – ребенок перед ней или преподаватель с научной степенью, ко всем относилась с равными вниманием, добром, заботой, любовью.Она ратовала за то, чтобы народное искусство вошло как равноправный компонент единого образовательного пространства России.И это получилось. Под руководством Тамары Шпикаловой вышли в свет образовательные программы «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», «Изобразительное искусство и художественный труд», УМК. Среди методических пособий можно выделить «Детям о традициях народного мастерства», «Я живу в России», «В мире народного творчества». Главное и последнее детище ее коллектива – УМК «Изобразительное искусство» для начальной и основной школы, вошедшее в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ для работы по новым образовательным стандартам.Последователи Тамары Шпикаловой работают в Архангельской, Ивановской, Орловской, Магнитогорской, Московской, Новгородской, Белгородской, Тульской, Новосибирской и других областях РФ, в Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Дагестан, в Казахстане. Именно Тамара Яковлевна положила начало созданию ее последователями новых проектов на региональном уровне.А это значит, что и новое поколение учеников будет знать, что такое городецкая и жостовская роспись, семеновская матрешка и архангельская птица счастья…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту