search
main
0

Психологи сопровождают учителя

В нашей школе психологическая служба была создана в 2004 году, и спектр деятельности школьных психологов достаточно широк. За каждым психологом закреплены учащиеся, с которыми он работает с 1-го по 11-й класс. В своей работе психологи стараются найти индивидуальный подход, учитывая педагогические характеристики, психологические и медицинские показатели. При создании модели психолого-педагогического сопровождения «Школы здоровья» для поддержки учебно-воспитательного и оздоровительного процессов была разработана структура, состоящая из 6 блоков.

Диагностический блокПсихологическая диагностика как один из видов деятельности практического психолога занимает довольно большое место в его работе. Без нее не могут быть осуществлены должным образом ни психопрофилактика, ни консультирование, ни проверка эффективности педагогического процесса, ни многие другие виды деятельности. Контроль осуществляется посредством диагностических мероприятий и анкетирования. Таким образом, согласуя свою работу со всеми подразделениями школы, удается сохранить психическое и физическое здоровье детей и раскрыть их индивидуальные способности. В школе есть параметры, которые психолог отслеживает каждый год. Например, тревожность, адаптация, учебная мотивация, комфортность образовательной среды, степень удовлетворенности родителей работой учебного заведения, исследование участников образовательного процесса по здоровьесберегающей деятельности. Данные диагностики мы обсуждаем на педсоветах, заседаниях методических объединений, консультациях и на консилиуме в Центре здоровья (2 раза в год), где выделяем группы риска, группы наблюдения, группы адаптации, разрабатываем рекомендации для учеников, учителей и родителей. На каждом консилиуме анализируются успехи в учебе учащихся групп риска и групп наблюдения, их взаимоотношения с одноклассниками, учителями, состояние здоровья по пропускам занятий по болезни. В этом блоке психологи активно используют программу Л.Ясюковой.Коррекционно-профилактический блокРазвивающая психологическая работа построена на основе принципов целостности и внутренней активности ребенка, то есть представлении о себе как человеке в системе социальных отношений и разнообразных видов деятельности («Я и мой внутренний мир»; «Я и моя учебная деятельность»; «Я и мои ценности»; «Я и другие люди»; «Я и мои физические возможности»).Коррекционно-профилактическая работа на каждой ступени обучения имеет свои особенности, например, на первой ступени психологи обеспечивают адаптацию к школе, работают над повышением заинтересованности в учебной деятельности, развивают познавательную и учебную активность, самостоятельность и самоорганизацию.В начальной школе одним из видов коррекционно-развивающей работы стало проведение «сказочных» занятий (в рамках сказкотерапии), которые выражаются в оптимальной взаимосвязи физической и психической деятельности, направленной на коррекцию и реабилитацию психофизического здоровья. Основные цели таких занятий – снятие психоэмоционального напряжения; обучение искусству расслабления; развитие произвольного внимания; развитие воображения, образного и творческого мышления.Песочная терапия позволяет ребенку или группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве и строить свой личный мир при помощи коллекции миниатюрных фигурок, ощущая себя его творцом. Постепенно в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции, конфликты, страхи ослабевают и исчезают – уходят в песок, а это все способствует здоровому функционированию психики.Гимнастика мозга – система интегрирующих движений, которые могут улучшить процесс учения каждого человека. Гимнастика представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле, и несколько минут таких занятий дают высокую умственную энергию.Развивающие занятия по программе А.Зака «Интеллектика» направлены на развитие мыслительных способностей учащихся 1-4-х классов. Каждое занятие построено по принципу «одно правило – одно занятие» и включает развитие способностей комбинировать, анализировать, планировать, рассуждать. Погружение детей в общение как сложный процесс взаимодействия людей и развития навыков наблюдения, самонаблюдения и анализа может создать условия для жизнеспособности, жизнестойкости, а также жизнерадостности детей. Этому способствуют развивающие занятия по программе Н.В.Пилипко «Приглашаем в мир общения».Приоритетными направлениями в деятельности службы на второй ступени стали адаптация детей к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.С учащимися средней школы проводят классные часы, развивающие занятия «Как я разрешаю конфликты», «Здоровье – самое ценное достояние», «Толерантность», «Воспитание характера», «Выбери жизнь». Коррекционно-развивающие занятия по программе «Жить в мире с собой и другими» способствуют формированию эффективных навыков межличностного общения и актуализации процесса формирования жизненных ценностей, основанных на идее созидания.На третьей ступени обучения это помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении проблем, связанных с самопознанием, способностью к целеполаганию, развитию психосоциальной компетентности, психологическое сопровождение ЕГЭ и ГИА. По программе психолого-педагогических мероприятий для выпускников «Путь к успеху» проводят развивающие занятия, а также беседы «О стрессе и стрессоустойчивости», «Как подготовиться к сдаче экзаменов»; ролевые игры «Поведение на экзамене»; деловые игры «Эффективные способы переработки информации». Регулярно проводятся классные часы и развивающие занятия в 9-10-х классах по овладению коммуникативными навыками и сплочению группы «Правильная постановка цели и умение ее добиваться»; «Волевые качества в жизни человека»; «Позитивное мышление»; «Мои чувства», «Школа без стресса», «Интеллектуальный марафон», тренинг «Антиреклама курения».В нашей школе разработана программа профессионального самоопределения для подростков «Я и моя профессия», в которой работа с психологом позволяет учащимся изучить образ «я», а также мир труда и профессий. Поскольку именно учитель организует и реализует в школе учебно-воспитательный процесс, работа с ним одно из центральных звеньев психологической службы. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов – наиболее актуальная задача современной системы образования, так как учителя нуждаются в постоянной реабилитации, в различных спортивно-оздоровительных и психотерапевтических процедурах.В школе успешно стартовала программа по укреплению и сохранению здоровья учителя. Педагоги посещают занятия по снятию рабочего стресса. Во избежание психологических перегрузок с сотрудниками эти занятия проводим регулярно, используем методы телесно ориентированной терапии, то есть «гимнастики мозга» (многие из упражнений «гимнастики мозга» учителя используют и в своей практике на уроках), оказываем помощь педагогам в освоении приемов психологического комфорта во время экзаменов; в овладении методами диагностики через наблюдения эмоционального состояния учащихся и стратегиями поддержки детей группы риска.Консультативный блокКонсультативный контакт – это динамичный уникальный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении. Консультативная работа имеет конфиденциальный характер и идет по таким направлениям, как:    психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:    консультирование администрации, педагогов, воспитателей и родителей по проблемам индивидуального развития детей;    консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;    оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации, обучении, общении, психическом самочувствии.Психологическая служба нашей школы активно внедряет различные виды информирования: памятки, листовки, буклеты, газеты.Экспериментальный блокНаша школа входит в состав городской площадки «Психология как учебный предмет в средней общеобразовательной школе». В 2009-2010 году закончился второй этап эксперимента «Единый паспорт здоровья школьников», но педагогический состав школы продолжает работать с «Дневником здоровья». В рамках инновационной площадки «Единый паспорт здоровья» была разработана структура по психологическому сопровождению на основе саногенетического мониторинга, система профессионального взаимодействия в процессе инновационной деятельности между сотрудниками психологической службы и специалистами Центра здоровья позволяет учесть проблемы нарушения здоровья детей.Включение психологии в качестве учебного предмета в современной школе не просто важно, но и необходимо для полноценного психического развития учащихся, их социальной адаптации, формирования психологической культуры школьников.Мотивационно-просветительский блокОдним из важных вопросов, которые ставит перед собой психологическая служба, стало выявление путей мотивации всех участников образовательного процесса к здоровьесберегающей деятельности. Это:    повышение психологической компетентности педагогов, школьников и их родителей;    ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития ребенка;    популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.Наиболее эффективно педагогические советы проходят в активных формах группового обучения (деловые игры, проигрывание конкретных педагогических ситуаций, решение профессиональных задач). Мотивационно-просветительская работа идет с родителями на родительских собраниях, лекториях, семинарах. Достаточно эффективны практические семинары «Взрослые + дети», которые помогают формировать мотивацию родителей на совместную творческую деятельность с ребенком и практическое освоение родителями приемов и навыков эффективного общения для улучшения взаимодействия с детьми.Проектный блокПсихологическая служба в тесной связи с Центром здоровья ищет пути взаимопонимания взрослых и детей через коллективную творческую деятельность. Творческая деятельность помогает развитию устойчивой внутренней мотивации поступков, деятельности; формированию активной, творческой позиции учащихся; развитию важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.Формы реализации осуществляются в проектах «Школа волшебников» (что гармонизирует отношения в особой «волшебной среде, атмосфере», и, если это происходит регулярно, идет постепенный переход в реальную жизнь конкретных навыков, чувств, мыслей, желаний); «Сказки школы 628» (такая совместная деятельность дарит радость родителям и детям, дает возможность родителям делиться своим опытом и знаниями, налаживать эмоциональный контакт со своими детьми, что в целом повышает психологическое качество жизни).Мы проводим Неделю психологии – включение в диалог всех участников образовательного процесса на различные темы психологической направленности, на поддержание положительного отношения к школе и позитивное взаимодействие взрослых и детей.Проектная деятельность и акции направлены на развитие отношений взрослых и детей в русле личностно-доверительного общения; расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений; повышение психологической компетентности учащихся; помощь в осознании некоторых аспектов в своей жизни.Хорошей традицией стало проведение школьной межпредметной научно-практической конференции «Экология и здоровье». Тематике психологической направленности посвящается много работ, например «Радость – самая важная эмоция», «Наши вредные привычки», «Характер и возможность его изменения», «Как сделать жизнь класса по-настоящему интересной».Татьяна ГУСАРСКАЯ, директор ЦО «Школа здоровья» №628, заслуженный учитель России, отличник народного просвещения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте