Минобрнауки России направило в подведомственные вузы методические рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Документ, разработанный при участии экспертов Общероссийского Профсоюза образования, посвящен особенностям внедрения в высшей школе системы эффективного контракта.
Изначально эффективный контракт был нацелен на создание механизма гарантированного материального поощрения профессорско-преподавательского состава вузов за высокие достижения по разным направлениям деятельности. Ключевой посыл – дать возможность преподавателю, достигая хороших результатов, зарабатывать в вузе,
а не на стороне. Однако во многих вузах вместо «пряника» эффективный контракт стал «кнутом», который вынуждает преподавателей серьезно интенсифицировать свой труд, заниматься созданием научных работ и учебной литературы конвейерным способом без адекватной оплаты. Это не могло не сказаться как на качестве результатов работы, так и на социальной обстановке в коллективах.
Рекомендации, в основу которых легли социологические исследования и методические разработки профсоюза, направлены на решение ключевой задачи – придать системе эффективного контракта в вузах действительно стимулирующий, а не репрессивно-принудительный характер.
Одна из жизненно важных для вузовской общественности проблем, о которой много говорят на разных уровнях и площадках, от преподавательских интернет-сообществ до комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, – внедрение системы «эффективного контракта» в вузах страны. С начала массового внедрения прошло уже более 9 лет, и в среде преподавателей сформировалось достаточно устойчивое, хотя и неоднозначное отношение к этой системе.
Эффективный контракт изначально был нацелен на создание механизма гарантированного материального поощрения профессорско-преподавательского состава вузов за высокие достижения по разным направлениям деятельности. Ключевой посыл, которым сопровождался эффективный контракт, – дать возможность преподавателю, достигая хороших результатов, зарабатывать в вузе, а не на стороне. При этом и руководители вузов, и научно-педагогические работники должны быть одинаково заинтересованы в повышении качества и результативности своей работы.
Однако реализация системы «эффективного контракта» на практике привела к ряду негативных последствий. В первую очередь, эффективный контракт как инструмент кадровой политики стал использоваться не по своему прямому назначению – материальное поощрение за высокие результаты, а как механизм дифференциации преподавателей на условно «эффективных» и «неэффективных». Эффективный контракт в таких вузах вместо «пряника» стал «кнутом», вынуждающим преподавателей серьезно интенсифицировать свой труд, заниматься созданием научных работ и учебной литературы конвейерным способом без адекватной оплаты. Это не могло не сказаться как на качестве результатов работы, так и на социальной обстановке в коллективах.
Общероссийский Профсоюз образования принимает самое активное участие в поиске решения актуальных проблем работников образования. Один из заметных и реальных результатов нашей работы – заключение нового Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на 2021-2023 годы. В пункте 5.3 Отраслевого соглашения стороны договорились о совместной разработке методических рекомендаций по вопросам использования системы «эффективного контракта» в вузах. Для их разработки была создана межведомственная рабочая группа.
В основу методических рекомендаций легли социологические исследования и методические разработки Общероссийского Профсоюза образования, проведенные по вопросам эффективного контракта в течение последних нескольких лет.
По своей сути методические рекомендации направлены на решение ключевой задачи – придать системе «эффективного контракта» в вузах действительно стимулирующий, а не репрессивно-принудительный характер. В частности, одним из ориентиров провозглашается установление справедливого вознаграждения за реальные результаты и качество работы преподавателя.
В рекомендациях говорится о недопустимости повышения квалификационных требований к преподавателям, расширения их должностных обязанностей или применения дисциплинарных взысканий в связи с участием в системе «эффективного контракта». Да и само участие должно носить исключительно добровольный характер, то есть работнику должна быть предоставлена возможность отказаться от заключения эффективного контракта без каких-либо последствий для него.
В документе провозглашаются основные принципы, которым должна соответствовать система «эффективного контракта»: объективность, справедливость, своевременность, достижимость, прозрачность. Важным требованием к эффективному контракту является создание образовательной организацией необходимых условий, обеспечивающих достижение преподавателем установленных критериев: оплата командировочных расходов на конференции, повышение квалификации, языковые курсы и другие.
В документе сформулировано еще одно условие, особенно актуальное с учетом высокой загруженности преподавателей учебной работой – возможность снижения учебной нагрузки преподавателям, которые активно занимаются научными исследованиями, публикуют научные работы или проявляют себя в иных аспектах преподавательской деятельности.
Методические рекомендации структурируют деятельность по формированию стимулирующей системы «эффективного контракта» в вузе, включая организационные, правовые, экономические и социальные аспекты. Предполагается активное участие работников в создании и модернизации эффективного контракта через своих представителей – первичные профсоюзные организации.
Деятельность преподавателя весьма многогранна, каждая ее составляющая требует внимания. Эффективный контракт справедливо критиковали за однобокий подход, в котором превалируют наукометрические оценки. В документе приведены примерные перечни показателей, которые вуз может использовать для настройки своей системы оценивания работы профессорско-преподавательского состава, и это не только научная публикационная активность.
Методические рекомендации по разработке образовательными организациями высшего образования показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, направлены в подведомственные вузы письмом Минобрнауки России от 23.09.2021 №МН-10/3153‑ПК.
Андрей АНИСИМОВ, председатель первичной профсоюзной организации работников Удмуртского государственного университета, член президиума КСП Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии