search
main
0

Прямой эфир . Современным детям не хватает волшебства. Поэтому они подсаживаются на «голубую иглу»

В августе 2000 года в Москве случилось страшное: пожар на Останкинской телебашне. Несколько дней столица жила в полной тишине и мраке. Квартиры осиротели без привычных голосов дикторов и уютного мерцания голубых экранов. Если подобное повторится, город сойдет с ума: большинство населения уже прочно «подсело» на телевизионную иглу.

Досье «УГ»Зарубежные ученые решили выяснить, что же такое телемания. С помощью электроэнцефалографа они провели мониторинг волн головного мозга: зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменения во время, до и после просмотра телепередач. Выяснилось, что те, кто смотрел телевизор, чувствовали себя расслабленно и пассивно. Когда же заветный ящик выключали, на смену релаксации приходили пассивность, плохое настроение, подавленность. Это очень напоминает ломки, которые испытывают наркоманы в отсутствие дозы. Так что телевидение не просто мания, а настоящая наркомания: чем дольше смотришь, тем больше хочется.Теленаркоманы чаще страдают ожирением, чем те, кто дружит с ТВ умеренно. Ведь основная еда первых – с экрана телевизора: пицца, гамбургеры, чипсы. По мнению ученых, вкусовые пристрастия «подсевших» на ТВ, зависят от того, что во время просмотра фильмов или передач внимание человека расфокусировано, а потому еду гораздо легче кусать, чем есть с вилки или ложки.

– Телемания, по данным ряда исследований, своеобразная болезнь…

– Провести грань между нормой и отклонением сложно, – говорит Юлия РОГИНСКАЯ, ассистент кафедры психологии развития и педагогической психологии Уральского госуниверситета. – Тем более если это касается детей, у которых, как известно, очень подвижная, гибкая психика. У любого заболевания всегда определяются четкие симптомы. Подчеркну, поставить диагноз может только врач. И даже в том случае, если родители, обеспокоенные неконтролируемым общением ребенка с телеэкраном, обратились к невропатологу или детскому психотерапевту, то вряд ли они услышат вердикт «болен телеманией». В данной ситуации специалисты не могут определить: болезнь ли это. Возможно, во время телесеансов ребенок самоутверждается. Он застенчив, не может поставить себя в коллективе, а в момент просмотра мультиков начинает чувствовать себя другим, и это ощущение остается у него на короткое время после просмотра. Что это: проявление его активности или зависимости? Ребенок инстинктивно нашел способ, как стать активнее, как стать сильнее.

– Мы ругаем наше телевидение за переизбыток насилия и агрессии. А если бы оно было другим?

– По большому счету дело не в том, какое именно телевидение. Можно впасть в зависимость и от развивающих, познавательных программ. Во многих случаях ребенку безразлично, что именно он смотрит. Причем информация не всегда осмысляется. Для того чтобы ребенок начал анализировать то, что он видит, необходимо присутствие взрослых, которые смогут ответить на вопросы. Только под контролем родителей телевидение способно выполнять развивающую и эстетическую функции. Нельзя однозначно сказать: телевидение – это плохо или, наоборот, хорошо. Практически любое негативное последствие, возникающее после просмотра телепередач, при желании можно обратить в положительное.

– Если ребенок долго засиживается у экрана, это повод для беспокойства?

– Да, это уже предмет для размышлений. Проблему нельзя решить, просто выключив телевизор, нужно самим или с помощью специалистов попытаться в ней разобраться: чего не хватает ребенку, если он так увлечен «голубым экраном»? Возможно, он испытывает недостаток в активных действиях. Ведь пристрастие к ТВ возникает и оттого, что маленький человек не может организовать свою деятельность. В детском саду и школе чрезмерная активность регламентируется распорядком дня. Вечером ребенок стремится к телевизору, чтобы расслабиться. В принципе то же самое делают и взрослые. В известном мультике про Простоквашино мама произносит характерную фразу: «У меня силы остались лишь на то, чтобы посмотреть телевизор». Ребенок воспринимает подобную модель поведения и начинает ей следовать. Обратите внимание, современные дети подчас включают телевизор ради мистических сериалов, сказочных мультиков. Они живут в реалистическом, материальном мире, им не хватает волшебства, поэтому они и стремятся к своеобразному уходу от реальности. В выходные ребенок оказывается перед выбором – чем заняться? Самое простое решение – нажать кнопку пульта телевизора. Родители обязаны помочь ребенку спланировать день, предложить нестандартную форму досуга: сходить в музей, театр, цирк, покататься на аттракционах.

И все-таки я считаю, что в большинстве случаев ребенок садится к экрану тогда, когда ему не хватает каких-то представлений о себе, он не уверен в собственных силах. Это проблема, которая должна решаться с помощью специалистов. Кстати, в ряде случаев зависимость от ТВ – это предпосылка развития компьютерной зависимости.

– Иногда складывается впечатление, что современные дети взрослеют намного раньше.

– В данном случае мы говорим об эффектах, которые вызывает телевидение: они могут быть как негативными, так и позитивными. Телевизор создает видимость доступности. Известно, что у человека несколько ведущих каналов восприятия и зрительный канал является наиболее эффективным. Визуальная информация, получаемая с экрана, легко воспринимается, хорошо и глубоко укладывается в сознании. При этом создается эффект доступности, когда ребенок смотрит на экран и представляет: «Я могу подержать в руках бабочку, которую показывают. Я вижу этот город так же хорошо, как вижу свой собственный». Таким образом ребенок, находясь дома, с помощью ТВ может выйти за пределы ограниченного пространства квартиры. Это, конечно же, влияет на его восприятие мира, ребенок начинает чувствовать себя свободно и раскованно. Благодаря различным программам, безусловно, расширяется кругозор, развивается эрудиция за счет многообразия получаемой информации. Хотя здесь тоже могут возникнуть проблемы. Сегодня психологи говорят о том, что у детей наблюдается так называемое клиповое мышление, когда обо всем знают понемногу, но единой картины мира при этом не формируется.

Если говорить об отрицательных эффектах, телевидение способствует формированию некоторых иллюзий, искаженных представлений о жизни. Ведь на экране все просто: добро всегда побеждает зло. Еще одна иллюзия, которая может оказывать как позитивное, так и негативное действие, – это идентификации себя и героя. Ребенок смотрит на экран и легко перевоплощается, становится сильным, смелым, решающим любые проблемы. В этом, с одной стороны, хороший терапевтический смысл, так как ребенку полезно вжиться в роль. Но, с другой, может возникнуть ощущение, что он все уже прожил, как его герой на экране, а в реальной жизни действовать не надо.

– Чего детям смотреть не следует?

– Я бы не рекомендовала просмотр откровенно агрессивных программ, несущих негативную информацию, провоцирующих тревожность, рассказывающих о будущих катастрофах, о потопах, землетрясениях, цунами. Но все запреты должны быть объяснены. Например, напомните ребенку, что завтра надо рано вставать в школу. Однако все, что касается детей, очень индивидуально. Например, я иногда разрешаю своему ребенку смотреть программы, если знаю, что там будут политические деятели, которые не совсем корректно ведут себя в кадре. И когда на экране начинается выяснение отношений, я обращаю его внимание: «Посмотри, как некрасиво!» В начальной школе некоторые девочки любят смотреть телесериалы не только детские, но и взрослые: о встречах, расставаниях, любви. В этом есть смысл: таким образом они знакомятся с миром человеческих отношений.

– Известно, что в детском саду, в школе дети часто обсуждают телегероев. А если кому-то смотреть фильмы или мультики с участием этих героев не разрешают?

– Очень важный момент. Это вопрос о компетентности ребенка, о том, насколько он вписывается в ту или иную социальную группу. Нельзя быть не в курсе того, что интересует группу, потому что иначе ты из нее выпадешь. Как бы мы ни относились к некоторым мультфильмам, я бы поостереглась запрещать их смотреть. Если ребенку по поводу мультика нечего будет сказать, то он либо начнет выдумывать, либо честно признается, что он не смотрел, потому что мама не разрешила. Тогда отношение к нему со стороны группы, вполне возможно, будет не совсем позитивным и справедливым. В любом случае последнее слово будет за родителями. На мой взгляд, нужно отдавать себе отчет, что в процессе развития ребенка нет ничего случайного.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте