Мы живем и учимся в селе Личадееве. Не на каждой карте его найдешь, затерялось оно среди полей и перелесков, возвышенностей и оврагов… История села – это судьбы тех, кто рожден на личадеевской земле, кто живет здесь, продолжая многолетнюю историю, начавшуюся более трех с половиной веков назад. Нашими предшественниками собран небольшой информационный материал, а в школьном музее хранятся предметы, сделанные руками мастеров-умельцев. И однажды при посещении школьного музея пришла мысль о более подробном изучении народных промыслов и ремесел родного села.
Разузнать о народных промыслах невозможно, не совершив экскурса в историю. На уроках ребята узнали, что село Личадеево – один из старейших населенных пунктов Ардатовского района. Уже в начале XVII века при описании границ земельных угодий села Мечасова упоминается «мордовская деревня Лицадеево». В то время в отличие от окрестных помещичьих и вотчинных сел Личадеево находилось в казенном ведении. В середине XIX века Личадеево значилось как село при реках Теше и Нуче, расположенное в 20 верстах от города Ардатова. Южнее села проходила Московско-Симбирская дорога. В пределах Ардатовского уезда она именовалась Муромским торговым трактом.
Опросив старожилов нашего и окрестных сел, мы узнали, что народными промыслами занимались целые деревни, каждая отличалась своим ремеслом. От поколения к поколению передавались в семьях опыт и мастерство. За века существования ремесел вырабатывались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления предметов. Обобщить собранную информацию я поручила старшекласснику Сергею Королеву. Перед ним были поставлены следующие задачи:
– собрать материал о ремеслах и промыслах села;
– выявить мастеров села, занимающихся различными ремеслами;
– систематизировать и обобщить материал о них;
– по возможности пополнить школьный музей новыми экспонатами.
Надо отметить, что Сергей Королев блестяще справился с заданием. При работе были использованы следующие методы исследовательской работы:
– социологический опрос;
– беседа с мастерами-умельцами, старожилами;
– экскурсия в музей;
– изучение литературы по краеведению;
– фотографирование.
Но сначала мы с ребятами разобрали этимологию самих понятий. Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» – «плотник». В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». Существительное «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло – изготовление предметов ручным способом).
Социологический опрос, проведенный учеником, показал, что старшеклассники почти ничего не знают о том, какие ремесла были распространены в нашем крае. Сергей выступил с докладом о проведенном исследовании перед школьниками. Представьте себе, ребята даже не знали, что некоторые мастера живут с ними по соседству.
Школьники узнали также, что в начале и середине XX века посуда в обиходе сельчан в основном была глиняная. На юго-западной окраине села, близ реки Нуча, есть месторождение глины. Эта глина использовалась для лепки кринок, горшков, рукомойников, масленок, лотков, кувшинов. В кринках хранили молоко, воду, в кувшины наливали масло, лотки и плошки использовали для приготовления в печи картошки, селянки, домашней лапши и яичницы. В корчагах – округлых высоких горшках – хранили сыпучие продукты, варенье, мед.
Личадеевские горшечники лепили свои изделия как все, они не отличались от мечасовских. Но вот поверхность глиняных творений отличалась обливкой. Посуду из глины (чаще всего только внутри и чуть по краям) обливали специальным раствором, который после обжига образовывал гладкую пленку. Такую посуду было удобно мыть, да и пища в ней не пригорала. Посуда внутри приобретала желтовато-зеленоватый цвет. Видимо, рецепт был особенный, не такой, как в других селах.
Федор Васильевич Ерунов, дед нашей учительницы Надежды Васильевны Язевой, был в селе бондарем. Он изготавливал деревянные изделия: ушаты, ведра, маслобойки, кадушки, бочонки, ведра. Заказов у мастера было много. Ушаты ставились под рукомойники, ведрами носили воду. Кадушки использовали для засолки мяса, капусты, огурцов, грибов. В бочонках заваривали квас. В маслобойках сбивали масло. Такие изделия были для семей первой необходимостью, и Ерунов был известен на всю округу. Еще он гнул из железа печные трубы и бураки. Бураком назывался железный корпус, который одевали на круглый подтопок. Он состоял из трех колец и продлевал жизнь подтопка. Надо заметить, что кирпичи для печей, подтопков делали также в Личадееве. Кирпичи были большие, не по стандарту. Месторождение глины и близость речки, а также склон к реке обеспечили удобное место для кирпичного заводика. Завод работал на конной тяге и ручном труде, в основном женском. Использовали в работе быков, они крутили ворот в огромной деревянной кадке, месили глину.
Традиционно из бересты плели лукошки, туеса, набирки, делали сита, короба, лапти, кошелки, решета. Из липовых чурбаков изготавливали долбленки. Выдалбливали изнутри древесину, вставляли донце – и кадка готова.
Со слов Валентины Михайловны Алексеевой, уроженки поселка Красная Речка, в поселке проживало много мастериц и мастеров. Женщины и девушки села занимались ткачеством – ткали холсты, половики, вязали кружева, выбивали занавески, подзоры, боковинки, накидушки, вышивали крестом, тамбурным швом, гладью. В прошлом веке девушкам к свадьбе готовили приданое. Нельзя было обойтись без убранства кровати, подушек: на железную кровать надевался выбитый подзор, на бока кровати вешались боковинки. Подушки складывались горкой и сверху накрывались накидушкой с выбитым или вышитым узором. Полки, тумбочки, позднее телевизоры накрывались также красивыми рукодельными салфетками. Валентина Михайловна слыла настоящим профессионалом в выбивке и вышивке. Свое приданое она изготовила собственными руками.
Любовь Ерунова, Дарья Язева славились вязанием крючком. Подзоры, сорочки, платочки украшались кружевами, связанными крючком, этим занимались в каждом доме. После войны холсты уже не ткали, поэтому станки начали выбрасывать. Но некоторые переключились на половики. Из остатков материи, старой одежды ткали в нашем селе половики. Мастериц было много. Дольше всех половики ткала Дарья Пузанкова, станок сохранился до сих пор у ее дочери Натальи. У каждой мастерицы была своя изюминка. У одной нитки в половиках чередуются – черные, белые, половик получался с вертикальными полосками. У другой между рядами проходили косички контрастного цвета. У третьей материя была нарезана тонко и сшита, в результате половик получался как холст, ровный, без шишек.
Каждый дом был украшен изделиями мастериц. На окнах, даже до настоящего времени, в нашем селе можно увидеть выбитые занавески. Радует, что школьный музей пополнился и пополняется новыми экспонатами.
Подобные исследовательские работы имеют практическую значимость, оказывают неоценимую помощь в обогащении учеников знаниями о родных местах, воспитывают уважение к прошлому, любовь к малой родине. Собранный материал можно использовать при проведении уроков технологии, краеведения, географии, классных часов, подготовке школьных сайтов, изучении истории и литературы, написании творческих работ.
Многие мои ученики сейчас или обучаются в вузах, или уже работают. Некоторые посвятили себя исследовательской деятельности в профессиональной сфере. Все они отмечают, что проектная и исследовательская деятельность, которой они занимались в школе, очень помогает им. Она научила ставить перед собой задачи, решать их креативно, сопоставлять полученные данные с уже имеющимися, анализировать их и двигаться дальше от простого к сложному. Все мои выпускники, участвовавшие в проектной деятельности, отмечают также развитие ораторских способностей в ходе работ, появившееся умение держаться перед аудиторией, делать презентации, работать с текстом и изображениями.
Светлана КРАСИЛЬНИКОВА, учитель технологии Личадеевской средней школы Ардатовского округа, Нижегородская область
Комментарии