Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Прозрачность и в образовании должна быть пристойной

УГ - Москва, №40 от 2 октября 2012. Читать номер
Автор:

​Все чаще мы стали слышать о прозрачности образования, о том, что все действия, которые совершаются в стенах школы, должны быть обсуждаемы и открыты. Но… открыты с какой целью?

В идеале это выявление проблем, их всесторонний анализ, работа над ошибками и как следствие улучшение качества образования. Но все мы также знаем, что к идеалу стремятся, но не все его достигают, а у каждой монеты есть оборотная сторона. На мой взгляд, подобная открытость школьного образования должна быть порционной, выдаваемой в определенном количестве и непременно достоверной.Сегодня информацию можно найти везде. Но кто гарантирует, что до адресата она дойдет в нужном объеме и без смысловых искажений? И стоит ли вообще некоторую информацию оглашать во всеуслышание?.. Будет ли тогда открытость полезна и будет ли она иметь положительный результат? И следующий вопрос, который возникает: а кому, собственно, она будет полезна?Как один из примеров такой всеобщей информационной доступности можно привести новый проект по изменениям в оплате труда преподавателей. Эта тема актуальна и живо обсуждается на различных форумах, о ней много говорят по телевидению и пишут в газетах. Каждый интересующийся сферой образования следит за изменениями, которые в ней происходят, с легкостью может найти огромное количество статей и роликов об этом в Интернете. Эта проблема не прошла и мимо моих учеников. Не могу с уверенностью сказать, какой информационный источник попался на глаза им, но результат не заставил себя долго ждать. В восьмом классе по плану предстояла контрольная работа, подготовка (как и положено) была проведена, и дети предупреждены заранее. Представьте мое удивление, когда два ученика заявили, что на сегодняшний день они не готовы к проверочной, и попросили написать эту работу в любой удобный для них день. На мой отказ и предложение все же попытаться выполнить задания вместе со всеми в равных условиях ученики лишь отрицательно покачали головой, они были уверены, что получат «два». После недолгого молчания один из школьников сказал: «Тогда поставьте нам «три» без выполнения заданий и переписывания, ведь мы же знаем, что от большого количества двоек ваша зарплата будет меньше». На этот раз я нашла что им ответить, и в конечном счете оба ученика получили свои заслуженные неуды. Но что делать нам, учителям, если подобные мысли начнут возникать и в головах других учеников, которые получат информацию (явно не из официального постановления Департамента образования, а из какой-нибудь статьи в журнале или в Интернете), избирательно проанализируют ее и, выделив выгодные для себя позиции, начнут бравировать этим? Что? Организовывать семинары и проводить дополнительные занятия школьникам на тему «Из чего теперь состоит заработная плата учителя»? На мой взгляд, информация такого рода не должна доходить до ушей наших учеников. В противном случае открывается еще одна оборотная сторона открытости.Сферу образования постепенно смешивают со сферой услуг, передача знаний от учителя к ученикам становится, к сожалению, финансовой услугой: «Я пришел, посидел на уроке, вы мне поставили «отлично», и прекрасно! Ученик с хорошими документами – учитель при деньгах». Возникает финансовая зависимость учителя от ученика, или, говоря по-другому, качество предоставления услуги исполнителем зависит от клиента. Однако школа – это не парикмахерская и не магазин, куда человек приходит подстричься или купить молоко, зная при этом, что ни качество стрижки, ни качество молока не будут зависеть от него как клиента. У детей пропадает необходимость в получении знаний для собственного развития, нет стимула, нет понимания прямой зависимости их будущей жизни от качества получаемого образования. Страшно осознавать, что со временем школьники будут приходить в школу и строить финансовые отношения с людьми, которые помимо знаний вкладывают в них частичку своей души, которые стремятся сберечь детство, невзирая ни на какие реформы. Со временем…Но я надеюсь, это время не наступит никогда! Я верю, что в рамках, которые все теснее окружают учителей, у нас не исчезнет потребность творить и мы все так же будем с улыбкой лететь на уроки, чтобы делиться с учениками теми знаниями, которыми обладаем, и узнавать самим что-то новое. Я надеюсь на поддержку своих ребят, на их помощь, я знаю, они все поймут.А что касается открытости, то каждый сам несет ответственность за свои слова и поступки. Я не берусь судить тех людей, которые, гонясь за сенсацией или скандальной новостью, обещающей им неплохие гонорары, выносят на суд общественности все подряд, не заботясь о последствиях. Но я бы очень хотела, чтобы прозрачность, которую так стремятся создать, не разрушила то чистое и доброе, что еще осталось в школе, а укрепила существующее и помогала создавать новое, непременно хорошее!Дарья МИХАЛОЧКИНА, учитель иностранных (английского и немецкого) языков школы №255

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту