Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проект

«Проявка» выявляет способности старшеклассников,

Учительская газета, №10 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

или Как с толком потратить заработанные гидрохиноны

Проект «Проявка» становится все более популярным среди старшеклассников Петрозаводска. Почему он так называется? Да просто в век современных технологий мы подзабыли, что в самом начале нынешнего века фотографы снимали на обычную черно-белую пленку. У меня на даче до сих пор в небольшой фотолаборатории сохранились аппаратура и химические реагенты для проявления и печатания пленок. Самый таинственный момент этого процесса – проявка негатива. Пока этого не сделаешь, не знаешь, что на пленку снято.

Всем миром

«Когда мы наблюдаем за современными старшеклассниками, нам иногда хочется их «проявить», – рассказывает директор Детско-юношеского центра Петрозаводска Денис Рогаткин. – Они порой сами не понимают, что в них заложено, какие у них есть способности и склонности».

Вот и решили организаторы проекта дать возможность ребятам раскрыть свои способности через погружение в реальную практику, в настоящее дело. В течение всего учебного года команды школьников 9-11‑х классов участвуют в образовательной игре. Благодаря ей сталкиваются с проблемами, которые им предстоит вскоре решать в реальной жизни. Так участники проекта учатся командному взаимодействию, взаимовыручке.

Идея «Проявки» родилась два года назад во время традиционных сборов педагогов Детско-юношеского центра с руководителями молодежных организаций. Первым ее выдвинул Денис Рогаткин, который давно уже думал над тем, чтобы предложить старшеклассникам необычный проект.

– Большинство проектов мы реализуем совместно, объединив усилия и ресурсы, – говорит Денис. – Выиграли грант Президентского фонда развития некоммерческих организаций. И тогда, и сейчас грантополучателем стал Карельский фонд развития образования.

В реализации проекта участвуют и юниорский союз «Дорога», и педагогический отряд «Параллели», и многие другие молодежные организации. ДЮЦ стал ресурсной площадкой.

На новый уровень

Пилотный проект вызвал у ребят большой интерес. Нынешняя «Проявка» не повторение предыдущей, хотя организаторы не стали менять саму структуру ее проведения, ведь от добра добра не ищут. Сегодня в проекте кроме петрозаводских старшеклассников участвуют ребята из города Кандалакши Мурманской области.

По итогам прошлой «Проявки» прошел семинар, на который пригласили коллег не только из районов Карелии, но и из других регионов России. Организаторам проекта хотелось поделиться опытом, ведь в нем много различных методик, которые можно успешно использовать в работе с подростками.

Специалистам по работе со старшеклассниками из Кандалакши настолько понравилась идея «Проявки», что, вернувшись домой, они сразу же за счет собственных ресурсов провели проект в своем городе.

А в Петрозаводске на смену «Проявке» в прошлом году пришел «Кругозор». Акцент сделан на том, чтобы ребята выбирали учебные курсы, пробовали себя в разных видах деятельности. Впрочем, это уже другая история.

В этом учебном году «Проявка» вернулась, но уже в расширенном формате. Прошлым летом, когда стало известно, что Фонд президентских грантов выделил средства, приступили к подготовительному этапу.

Мы команда

Участие в проекте начинается с формирования команды, с командных испытаний в виде соревнований. Этот этап, пожалуй, самый важный. После того как команда сформирована, она выкладывает в Интернете свою визитку. При этом важны творческий подход, импровизация и нестандартное мышление. В коротком сюжете ребята должны показать, кто они и почему хотят участвовать в проекте. А уже потом в ДЮЦ проходят командные соревнования. Это похоже на тренинг, когда по всему зданию разбиты станции, на которых ребята выполняют необычные коллективные задания. Игра на этом, по сути, заканчивается. По словам Дениса, оставшиеся три этапа выдерживают далеко не все. Сейчас начался третий этап, но уже после второго из двенадцати команд осталось в проекте девять.

– К сожалению, современные дети ориентированы на максимальное одобрение их действий сразу же при минимальных с их стороны усилиях, – говорит директор ДЮЦ. – Побывал в интересном месте, выложил свои фотографии в социальную сеть, набрал кучу лайков. И все! Зачем сильно напрягаться, когда можно добиться без лишних усилий сиюминутного одобрения?!

При этом всем ясно: чтобы состояться как личность и быть успешным, надо не бояться выходить из зоны комфорта, не рассчитывать на то, что все получится сразу. В ходе проекта команды идут на стажировки в детские молодежные организации и в качестве добровольцев участвуют в реальных делах. Одни пробовали себя в работе с особыми детьми, другие участвовали в добровольческих акциях, рассказывали своим сверстникам о волонтерстве, третьи делали сюжеты для школьного телевидения при ДЮЦ.

На зимних каникулах вместе с приехавшими в Петрозаводск участниками проекта из Кандалакши ребята подвели итоги второго этапа, представляя свои презентации о стажировке. Это стало жизненной школой для детей. Большинство из них не знали до этого, что представляют собой общественные организации, в чем смысл их работы и какую пользу они приносят обществу.

Подготовка и выступление с презентациями тоже серьезное испытание. Как оказалось, многие старшеклассники, к сожалению, не умеют выделить главное в своем рассказе, дать ясное, четкое пояснение. Были ситуации, когда на презентации представляли театр одного актера или, рассказывая, перебивали друг друга во время выступления. Все эти моменты не оставались без внимания организаторов проекта и строгого жюри. Они давали советы ребятам, как готовить презентации, как строить взаимоотношения внутри команды.

При прохождении стажировки в общественных организациях предусмотрена и обратная связь. Каждый участник может в группе написать небольшой пост с фотографиями, рассказывающий о стажировке. Причем за интересные тексты начисляются дополнительные баллы. В погоне за ними вначале многие увлекались флудом – бессодержательной информацией, дублировали одни и те же тексты. Ситуация резко изменилась, когда ребятам объяснили, что такие действия не принесут команде дополнительные баллы, в шутку эти баллы назвали «гидрохиноны» (гидрохинон – действующее вещество в старом проявителе черно-белых пленок).

В ходе проекта порой возникали и непредвиденные ситуации, когда надо делать выбор. Например, этап «Общество» начинается со стартового тренинга, на котором школьникам в игровой форме рассказывают о том, как устроены общественные организации, чем отличаются от государственных учреждений, о разнообразии секторов экономики.

Чтобы попасть на стартовый тренинг, команда должна заплатить определенное количество гидрохинонов. И вот команды думают, пойти или не пойти, вроде и гидрохиноны жалко тратить, и на тренинге хочется присутствовать. Большинство, конечно, выбирают знания. И оказываются в выигрыше, не только потому, что узнают много нового для себя, но и потому… что приобретают дополнительные гидрохиноны. Потраченные на тренинги баллы им возвращаются в двойном размере. Организаторы проекта объясняют это тем, что инвестиции в образование всегда возвращаются.

И все же заработанные гидрохиноны приходится тратить. Ведь на этапах «Общество» и «Бизнес» каждая команда участвует в «электронных аукционах». Например, ребята из команды «Пятый элемент», составленной из старшеклассников лицея №13, стажировались в юниорском союзе «Дорога».

– Мы выезжали в поселок Маткачи, где проводили мероприятия для школьников, – рассказывает капитан команды Анастасия Зяблицкая. – Наша задача состояла в том, чтобы сплотить их, отработать навыки проведения мероприятий. Проводили разные тренинги, мастер-классы, игры, разработали перечень непредвиденных ситуаций, которые могут произойти, и способы выхода из них. Для этого мы создали для детей квест «Кошмар актива».

Старожилы проекта

В команде «Пятый элемент» пять человек, причем двое из них – Мира Скураускас и Анастасия Зяблицкая – участвуют в проекте уже второй раз. Их первая команда называлась «Радиоактивная лига».

– Первый раз мы попали случайно, – вспоминает Анастасия. – Сказали, что нужно сняться в видеоролике, а потом сходить в ДЮЦ посмотреть все эти видео. Мы согласились и… остались в проекте.

Костяк той команды составляли одиннадцатиклассники, которые не рассчитывали, что участие в «Проявке» отнимет у них много времени. Когда выяснилось, что это не разовые посещения ДЮЦ, они отказались от дальнейшего пребывания. Девятиклассницы, которых проект захватил, сохранили команду.

– На тренингах нас ко многому подготовили, – отвечает лидер команды «Пятый элемент». – Нас научили предвидеть самое худшее, распределять грамотно силы. Думаю, что многое еще впереди, ведь проект продолжается.

«Проявка» завершится в июне конференцией в Кандалакше. На завершающей встрече ребята и эксперты обсудят итоги участия в последнем этапе – «Власть» – и в целом всего проекта, а также поговорят о дальнейших планах. До этого лучшие участники «Проявки» по индивидуальным и командным рейтингам на весенних каникулах отправятся в Финляндию, где встретятся со своими сверстниками, которые участвуют в молодежных проектах в соседней стране, и обсудят итоги этапа «Бизнес».

Спасибо «Проявке»

В пилотном проекте, реализованном в позапрошлом году, из 20 команд лишь половина дошла до финиша. Трудно предугадать, как будет на этот раз. Команда «Миллениум», сформированная из одиннадцатиклассников гимназии №30, была одной из лучших на всех этапах. Все ребята из команды сейчас учатся в высших учебных заведениях Петрозаводска, Санкт-Петербурга. Капитан «Миллениума» Глеб Илюшкин учится в Северной столице на втором курсе Высшей школы менеджмента.

– Проект позволил мне поэкспериментировать с форматами публичных выступлений, попробовать себя в роли маркетолога (с чем я довольно часто сталкиваюсь во время учебы в университете), – говорит Глеб. – Кроме того, проект помог получить представление о государственном аппарате, развить свои навыки и умения в качестве руководителя команды, а также способность принимать непопулярные решения. Хочу сказать спасибо организаторам проекта и моим друзьям.

…Нынешняя пленка еще до конца не проявлена. Однако можно смело предположить, что фотография будет яркой и запоминающейся.

Наиль ШАБИЕВ, Петрозаводск


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt