Общенациональные ценности формируются в деятельности, когда человек проявляет активность, ответственность и осознанность. Важно эффективное построение воспитательной работы, его наполнение смыслами.
Наполнение единым ценностно-смысловым содержанием воспитательной работы в школе обеспечивают и введение еженедельной церемонии поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации, исполнение государственного гимна РФ, проведение учебных занятий по изучению государственных символов РФ, внеурочный цикл «Разговоры о важном». Формирование единого воспитательного пространства не означает отказа от сложившихся традиций и образа жизни в каждой конкретной школе, а, напротив, расширяет их. Сегодня все чаще можно услышать об особом укладе образовательной организации, который включает в себя ее историю, выдающихся деятелей, традиционные для нее праздники и события, реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики, определяющие уникальность образовательной организации, что напрямую соотносится с базовыми ценностями российского общества, закрепленными в Конституции.
В этой связи важно отметить роль кадрового потенциала в системе единого школьного воспитательного пространства. Начиная с 2021 года в школах вводится новая штатная единица – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, в поле деятельности которого находится широкий спектр задач. Советник директора по воспитанию обеспечивает позитивную социализацию и развитие личности школьника, осуществляет профилактику негативных проявлений подростков, оказывает поддержку в организации деятельности педагогов, участвует в создании позитивного имиджа образовательной организации и вовлекает родителей в процесс воспитательной работы в школе. Советник директора по воспитанию – одна из ключевых фигур в формировании единой воспитательной среды и уклада школы путем участия в организации качественной воспитательной работы школьных театров и музеев, спортивных клубов, первичных отделений «Движения первых», родительских клубов, военно-патриотических клубов, медиацентров, киноклубов и ученического самоуправления.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями организует деятельность сразу со всеми участниками образовательных отношений. Со стороны детей он является проводником, другом и наставником, который готов помочь и направить их в обучении и воспитании. Со стороны педагогов он является специалистом, готовым помочь и организовать их работу в логике качественной воспитательной работы. Со стороны родителей советник директора является тем представителем образовательной организации, который обеспечивает доверительное отношение к школе и ее сотрудникам, помогает родителям воспитывать их ребенка в стенах школы.
Таким образом, советники директора по воспитанию – те сотрудники, которые обеспечивают единое воспитательное пространство на местах, организуют воспитательную работу школы в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормативными актами, тенденциями в области воспитания. Советник помогает преодолеть формализм в сфере воспитательной работы школ, он наполняет ценностно-смысловым содержанием направления воспитательной работы, обеспечивает качество воспитания. Сегодня воспитательное пространство и роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в ней, как и других сотрудников школы, заключается в построении педагогики отношений, а не требований. Педагогики надежды с ориентацией на личность ребенка, на его мотивы, инициативы и векторы развития. Построение воспитательной работы с позиции интереса к происходящему в школьной и внешкольной жизни своих подопечных способствует развитию в них позитивных качеств и ценностей.
Алексей ГУБАНОВ, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №1273
Комментарии