search
main
0

Проверим гармонию алгеброй Комплексный психолого-педагогический анализ урока

Педагогика – это наука или искусство? Урок – произведение искусства или результат трезвого расчета, помноженного на труд педагога и детей? Перед завучем, инспектором роно часто стоит задача объективной оценки урока. Перед учителем – тем более. Предлагаемый набор критериев анализа урока не претендует на полноту и целостность, хотя и не взят нами “с потолка╩ – модель прошла многолетнюю опытно-экспериментальную проверку на районных и краевых семинарах руководителей школ.

Эффективность урока определяется по методу компетентных судей (рейтинга), с помощью ранжирования каждого критерия. Предлагаем следующие ранги: 0 – данный критерий никак не проявился на уроке; 1 – данный критерий проявился не полностью, частично; 2 – данный критерий проявился полностью.
Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах по формуле:
Кэф =баллов урока/60. 100%.
Шкала оценок: 100 – 80% – высокая эффективность урока, 79 – 60% – средняя эффективность, 59 – 40% низкая эффективность урока, меньше 40% – урок не состоялся.
I. Выполнение дидактических принципов обучения
1. Научности:
а) выдержана логика урока, соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) не обходятся научные проблемы, спорные вопросы, показываются перспективы развития научных знаний.
2. Проблемности:
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) организован поиск учебной задачи самими учащимися.
3. Наглядности:
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное;
б) наблюдения учеников систематизированы, отношения причин и следствия очевидны;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Активности и сознательности:
а) всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления.
5. Доступности:
а) выполняются классические правила, сформулированные Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному;
б) используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном изучении нового материала изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Систематичности и последовательности:
а) обучение на уроке хорошо продумано учителем, нет ни одного вопроса, который бы остался без внимания учителя;
б) обеспечивается преемственность обучения, нет искусственно привязанных идей;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения – теория – инструментарий – следствия – границы применения.
7. Прочности (завершенности обучения):
а) содержание образования соответствует применяемым методам обучения;
б) осуществляется переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и к третьему уровню с обязательной фиксацией факта усвоения у всех учащихся (возможно с использованием уровневых тестов или любой другой обратной связью);
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Развития учебной деятельности:
а) принятие и осознание учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения;
б) восприятие новой информации и ее понимание (овладение);
в) применение этой информации в качестве ориентировочной основы деятельности, рефлексия целей, задач и способов деятельности;
г) вхождение ученика в “зону ближайшего развития╩ и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Воспитания:
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
II. Требования психологии обучения
10. Организация внимания учащихся:
а) используется на уроке не только произвольное, но и непроизвольное и послепроизвольное внимание;
б) учитель умеет мобилизовывать внимание учащихся различными способами: через прямое требование, связь с пройденным материалом, с жизнью, с использованием занимательной информации, применением проблемных ситуаций;
в) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся, поощрения, похвалу.
11. Использование различных видов памяти:
а) создаются на уроке условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка, активная работа с ним, применение мнемонических приемов, установка на длительное запоминание и др.;
б) используются на уроке ситуации, во время которых “включаются╩ различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
12. Развитие мышления:
а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;
б) с учетом индивидуальных особенностей учащихся выстраивается лесенка задач в “зоне ближайшего развития╩ высших психических функций ученика;
в) учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика.
13. Доминантные эмоции и чувства:
а) из моральных эмоций и чувств наблюдаются симпатии, привязанность, уважение, товарищество и т.д.;
б) из интеллектуальных эмоций и чувств наблюдаются радость познания, удовлетворенность собой и сделанной работой;
в) из эстетических эмоций и чувств развивались и поощрялись красота, аккуратность, эстетичность, гармония.
III. Целесообразность примененных методов обучения
14. Объяснительно-иллюстративные методы обучения:
а) применение их при объяснении нового и объемного материала в виде рассказа учителя, показа и демонстрации самим учителем, беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;
б) резюмирование и краткое изложение учителем законченной порции учебного материала, сообщение обобщенных выводов по теме разговора;
в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению любых действий.
15. Репродуктивные методы:
а) применялись для воспроизведения знаний по образцу, по правилу с опорой на схему, алгоритм вслух или “про себя╩;
б) воспроизведение уже изученного материала наизусть, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;
в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.
16. Частично поисковые и исследовательские методы обучения:
а) применялись для организации творческой деятельности учащихся: выдвижение и аргументация гипотезы, поиск “скрытых╩ звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в якобы правильных рассуждениях;
б) организация конкретных наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельно решались нестандартные задачи и задачи повышенной трудности, составлялись самими учащимися такие задачи.
IV. Организаторская деятельность учителя на уроке
17. Готовность учителя к уроку:
а) классная доска содержит необходимые для урока записи;
б) подготовлена нужная наглядность и оборудование;
в) у учителя есть своя тактика и стратегия урока согласно его целям и задачам.
18. Целевая установка урока:
а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в учебно-воспитательном процессе и особенностями класса;
б) умеет донести до учеников эти цели и задачи на доступном их пониманию языке.
19. Эстетика учебного труда:
а) выполнение санитарно-гигиенических правил учебно-воспитательного процесса: освещение, вентиляция воздуха, посадка детей в классе;
б) соблюдение техники безопасности и сохранения здоровья учащихся;
в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.
20. Индивидуальная работа с учащимися:
а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;
б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся у доски или на месте;
в) организует обучение за счет особых методических приемов, позволяющих индивидуально обучать всех.
21. Мотивация учебной деятельности учащихся:
а) за счет четкой и организованной учебной деятельности на основе психологических механизмов “сдвига мотива на цель╩;
б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации “здесь и теперь╩;
в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.
22. Наличие и эффективность различных видов обратной связи:
а) интуитивно-визуальной обратной связи на протяжении всего урока;
б) выборочно-содержательной обратной связи при организации фронтальной работы с классом;
в) фронтально-содержательной обратной связи при оценке эффективности всего учебно-воспитательного процесса, организуемого на уроке.
23. Рациональное использование времени на уроке:
а) классическое распределение времени на комбинированном уроке;
б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте всего нетрадиционного урока;
в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
24. Уровень общения во взаимодействии учителя с учениками:
а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение “над╩ детьми;
б) сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми, положение “вместе╩ с детьми;
в) “сюсюканье╩ и заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение “под╩ детьми.
V. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке
25. Готовность учащихся к уроку:
а) организация рабочего места и необходимых инструментов и материалов;
б) готовность отвечать на поставленные вопросы в течение урока;
в) умение учиться положенное время с оптимальной работоспособностью.
26. Внешнее проявление умений и навыков на уроке:
а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;
б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;
в) качество письменных ответов учащихся.
27. Самостоятельная учебная деятельность:
а) выполнение заданий “с опережением╩, “на удачу╩, повышенной трудности по собственному желанию;
б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;
в) инициации в организации самого учебно-воспитательного процесса, перекладывание организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.
28. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка):
а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;
б) предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;
в) на уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение.
29. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа):
а) осознание и реализация общей цели;
б) целесообразная совместно распределенная деятельность, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;
в) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в совместную деятельность;
г) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.
30. Развитие устной и письменной речи:
а) на уроке преобладают монологические или коллективные, “хоровые╩ ответы;
б) научение и коррекция речи осуществляется самим учителем или привлекаются к этому ученики;
в) как формируется лексический запас слов данной предметной области.
Людмила КВАШКО,
учитель математики
с. Черниговка,
Приморский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте