search
main
0

Просыпайтесь, солнышки!

Настроение становиться самостоятельным и взрослым

Третий год в нашем образовательном учреждении открыта группа для самых маленьких деток (от двух до трех лет) под ласковым названием «Солнышки». Работа с такими малышами требует определенного профессионализма, особого подхода и заботы, поэтому не в каждом образовательном комплексе есть такие группы. Однако желание многих родителей приучить малыша к самостоятельности как можно раньше и приобщить к жизни в социуме подвигло наш коллектив на открытие группы для детей раннего возраста.

В момент прихода к нам кому-то нет и двух лет, а кому-то исполняется скоро три года. Они могут испытывать эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметной среды и изменением распорядка дня. Многие из детей имеют трудности в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Важнейшим условием быстрой и легкой адаптации ребенка к группе, по нашему опыту, является сотрудничество родителей и педагогов. Тесное взаимодействие школы с родителями обеспечивает благоприятные условия вхождения ребенка в группу с учетом семейных традиций и понимания личностных его особенностей. Воспитателям важно обеспечить уверенность родителей в том, что их ребенок в безопасности, ему комфортно, он сыт. На связи с родителями всегда и воспитатели, и психолог, и администрация, что позволяет совместно решать проблемы максимально быстро и профессионально. Все вопросы, которые могут возникнуть, обсуждаются в соцсетях и на сайте школы.

Информационный стенд в группе рассказывает о том, что важно и полезно знать родителям в тот или иной период, знакомит с расписанием занятий и жизнью всего дошкольного учреждения. Рекомендации психолога помогают предупредить эмоциональные срывы, обращают внимание на развитие пассивного словарного запаса и активной речи малыша.

Исследования нейропсихологов доказывают, что в раннем возрасте у ребенка формируется ряд важных психических функций, например, сенсорные способности, пространственно-временная ориентировка, моторная координация: ребенок уже может ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер), он также понимает и уверен в том, что родители обязательно за ним придут и заберут его домой. Дети активно знакомятся с окружающим миром, овладевают предметно-практической деятельностью.

Воспитатели и специалисты службы сопровождения дошкольной группы «Солнышки» делают все, для того чтобы малышам было комфортно в новой для них обстановке, начиная с получения своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, учитывая динамику процесса адаптации и реализуя комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению или снижению факторов дезадаптации. В этом нам помогает ведение листов адаптации детей: фиксация самочувствия ребенка в шести сферах по дням пребывания ребенка – настроение, аппетит (завтрак, обед, полдник), сон (засыпание, длительность), активность (в игре, на занятиях, в речи), взаимоотношения с детьми и взрослыми. Неоднократное заполнение анкет дает представление о динамике развития ребенка в период наблюдений.

Постепенно у наших солнышек появляются занятия музыкой, рисованием, физкультурой. Это короткие игровые десятиминутки, которые так нравятся детям. Каждое утро в нашей группе начинается с гимнастики. Веселая музыка создает бодрое настроение и развивает темпоритмическое восприятие, формирует координацию движений. Мы используем аудиопособия, например серию «Музыка с мамой».

Занятия по физической культуре, которые проводятся нашим инструктором два раза в неделю, способствуют не только физическому развитию малышей, но и формируют у них жизненно необходимые в различных видах деятельности умения и навыки: ориентировка и перемещение в пространстве, сохранение устойчивого положения тела, координация движений тела.

Будем помнить, что в это время (приход в детский коллектив) кроме эмоциональных переживаний в организме ребенка многое перестраивается и на физическом, и на физиологическом уровнях: иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирующими в детском коллективе, а отсюда частая заболеваемость, одна из главных проблем этого возраста. Поэтому физические занятия, прогулки, подвижные игры на воздухе, закаливающие процедуры очень помогают успешной адаптации малышей.

Важными и обязательными с точки зрения гигиенических норм являются проветривания и кварцевание помещений, соблюдение режима влажности, тщательные уборки, осмотр и термометрия малышей. Строгое соблюдение этого аспекта позволяет нашим детям ходить в группу регулярно, без пропусков по болезни.

Просветительская функция психолога в эти дни будет заключаться в анализе содержания кризиса и его поведенческих проявлений, в помощи и поддержке родителями стремления ребенка к самостоятельности (высказывать свое мнение, одеваться). Согласно законам психического развития психологические трудности берут свое начало на предыдущей ступени развития, поэтому важно постоянно наблюдать за развитием ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Педагогическая работа воспитателей и психологическое сопровождение психологом детей раннего возраста опираются на следующие принципы: учет разного уровня адаптационных возможностей детей; обращенность взрослого к каждому ребенку; удовлетворение потребностей детей в действенной поддержке взрослых, их доброжелательности; совместная деятельность детей и взрослых; эмоциональная включенность детей и поддержка их интереса; многократная повторяемость в разных контекстах (текстов, предметов, действий с ними); уважение выбора ребенка (игрушки, цвета краски); постоянное речевое сопровождение всех действий ребенка на занятиях и в повседневной жизни; учет неравномерности развития детей и опора на имеющиеся возможности каждого.

В группе раннего возраста педагог-психолог совместно с воспитателями широко использует пальчиковые игры. В этом возрасте у малышей еще не сформирован навык игры со сверстниками, а игры с пальчиками понятны и интересны. Ребят забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик. Эти игры помогают наладить контакт, близкие отношения с воспитанниками. В своей работе педагог-психолог создает такие ситуации, чтобы в период адаптации малыш находился в эмоционально приподнятом состоянии, чаще улыбался, смеялся, веселился.

Для этого используются игры-забавы: потешки, мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещотки). Малыши очень любят двигательные игрушки-каталки, тележки, машинки, конструкторы. Конечно, все игрушки в этой группе яркие, крупные.

Система работы нашего педагога-психолога наглядно показывает, что эффективным средством развития любознательности в этом возрасте является элементарная исследовательская деятельность, сюжетное конструирование.

Мир сказки детям раннего возраста близок: первые сказки им читают в семье, это общение с малышами на понятном им языке, первые безопасные уроки жизни. Именно поэтому сказкотерапия – самый детский метод. В работе с детьми раннего возраста мы используем рассказывание сказок, постановку сказок с помощью кукол. Сказкотерапию наши педагоги применяют как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Сказки не только рассказываются, читаются, они проигрываются, инсценируются и помогают решить массу психологических и воспитательных задач – от развития фантазии и речи до формирования моделей социального поведения и коррекции детских страхов. Постепенно у детей формируются потребность общения друг с другом, желание активно познавать окружающий мир, интерес к занятиям.

Евгения ЛОЦМАНОВА, старший воспитатель школы №1531 имени С.К.Годовикова;
Валентина КАБАЕВА, педагог-психолог школы №1531 имени С.К.Годовикова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте