Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
«УГ»-регион: Чеченская республика

Пространство уважения

Учительская газета, №22 от 28 мая 2019. Читать номер
Автор:

В самом начале, когда в 2015 году наша школа готовилась к открытию, было принято решение: здесь будут работать прежде всего молодые и перспективные учителя. Мы организовали конкурсное собеседование для выпускников наших вузов и тех, кто приехал к нам из других регионов по приглашению. Конечно, все понимали, что к молодым специалистам всегда много претензий в плане предметной и еще больше методической компетенции. Но во главу угла на тот момент мы ставили не профессионализм, а наличие определенной базы знаний, мотивированность, способность и стремление к обучению, к изменениям. Ведь, даже если человек чем-то не владеет по молодости, он обязательно наверстает это в будущем, главное, чтобы было желание. А вот если нет огонька в глазах, нет созидательной энергии, то не поможет даже солидный стаж.

Старт первому собеседованию дал наш министр образования и науки Исмаил Баутдинович Байханов. В отборочную комиссию вошли также мои заместители, которых я знала еще по Институту повышения квалификации. Для определения предметной компетентности использовали задания ЕГЭ, для методической – живое общение. Был проведен суровый отбор, а затем в течение трех лет действовала программа внутреннего повышения квалификации, чтобы сформировать из неопытных учителей вполне профессиональный коллектив.
Хочу сказать, что работать с молодежью очень интересно. Как человек, долгое время проработавший директором школы и проректором ЧИПКРО, я понимаю: для любого педагога очень важно не обрасти мхом, не закоснеть, и как раз молодые люди способны привнести в коллектив что-то новое, оригинальное, заставить нас шевелиться, развиваться. Поэтому мы молодеем вместе с ними, а они помогают нам осваивать новые методики, получать новые знания. Мне и моей команде все время приходится не только учить их всему, что знаем и умеем, но и учиться у них и вместе с ними тому, что требует от современного педагога XXI век.
По поручению главы ЧР Рамзана Кадырова в целях повышения качества образования Министерством образования и науки ЧР проводится работа по реализации Концепции развития математического образования. Открытие математической школы было мотивировано тем, что руководство республики озаботилось проблемой подготовки инженерно-технических и научных кадров и поддержки нефтехимической отрасли.
Напомню, что у нас есть Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д.Миллионщикова, на большинстве факультетов которого профильными предметами являются математика, физика и информатика. К сожалению, уровень преподавания этих предметов в целом по республике недостаточно высокий. Поэтому школа стратегически была задумана как некий методический центр, где бы учителя сначала научились всему сами, а потом начали бы обучать своих коллег работать с детьми в плане углубления математического образования. Конечно, нельзя рассматривать математику как отдельный предмет, она тесно связана с другими науками. Поэтому мы закономерно начали развивать физику, информатику, химию и другие предметы.
Одновременно возник и другой вопрос: надо ли отбирать в нашу школу каких-то особенных детей, коль скоро она математическая, специализированная? В идеале так и планировалось, однако на первых порах было принято решение брать всех желающих, учитывая тот факт, что коллектив у нас молодой, а углубленным обучением и работой с одаренными детьми должны заниматься люди, достаточно компетентные. Опять же, отбор одаренных детей – дело тонкое, деликатное, и тут также нужно подходить довольно основательно. Поэтому первоначально приняли всех, кто подал заявление, чтобы укомплектовать школу на плановую мощь. А в дальнейшем уже планируем постепенно переходить на программы углубленного обучения.
Школа начала функционировать по общеобразовательным программам. Два первых года мы не предпринимали попыток перейти на углубленное обучение математике, слишком разными по уровню владения предметами были ребята, и всех их предстояло привести к единому прочному фундаменту, от которого можно будет затем отталкиваться. А на третий год мы все-таки сформировали в некоторых параллелях М-классы, куда собрали детей, имеющих интерес и склонность к изучению математики. Под них были разработаны новые программы, в чем нам помогло активное и широкое взаимодействие с московской школой №444 – одной из самых первых в стране математических школ. Учителя школы приезжали в Грозный, где проводили уроки и консультации с нашими учителями математики, информатики и физики. Когда мы были у них в гостях, позаимствовали у коллег очень много полезного и нужного. Ознакомились со стратовой моделью обучения, когда учащиеся делятся по уровням подготовленности. Если по остальным предметам они занимаются все вместе, то на уроках математики мы их дифференцируем на сильных, средних и слабых. Пока у нас получается три страты, а в 444‑й школе их семь или даже восемь, то есть нам есть куда расти.
Начиная с первого класса мы внедряем программы внеурочной деятельности по математике, связанные с геометрическим образованием. Это очень сложный раздел, который тяжело дается многим детям, и по опыту прошлых лет мы поняли, что это проблемная зона, с которой надо работать отдельно. Но теперь, когда дети из начальной школы переходят в основную, точно известно, у кого есть все шансы попасть в М-классы. Подобные программы также разработаны и по экономике, плюс в школе действуют кружки математики, физики, информатики, программирования и пр. Это позволяет выявить детей, у которых есть не только интерес, но и талант, одаренность.
Как я уже сказала, углубленного изучения предметов в его классическом варианте у нас пока нет. В некоторых классах увеличено количество часов по отдельным предметам. А вот на следующем этапе решено переводить на особые программы всю школу с 7‑го класса.
Несмотря на математическое название школы, у наших детей нет четкой ориентированности на конкретную профессию, связанную именно с этой наукой. Мы не сосредоточиваем все усилия только на одном предмете и не можем себе позволить обучать детей всему остальному по остаточному принципу, потому что иначе они не смогут поступить в те вузы, которые выбрали. И гуманитарные дисциплины мы тоже стараемся давать максимально хорошо, а если не хватает часов, компенсируем их внеурочной деятельностью.
Сейчас имидж школы таков, что очень много желающих отдать своих детей в наше учебное заведение, но мы не в состоянии принять всех. При плановой мощности 720 человек у нас обучаются 905 детей в одну смену. В каждой параллели по 3‑4 класса, в каждом классе по 30‑40 учеников, хотя в старших классах их закономерно меньше. С самого начала мы функционировали в режиме школы полного дня, что позволяет максимально реализовать запросы детей на обучение по тем или иным направлениям с учетом их индивидуальных особенностей.
В школе созданы все условия, для того чтобы каждый человек чувствовал себя свободной личностью. Например, с самого первого дня мы ввели правило: ко всем, без исключения, учителям и ученикам нужно обращаться на «вы». Поначалу дети не понимали, что это такое, даже обижались, думая, что преподаватель дистанцируется от них и проявляет какое-то недовольство. Но теперь все привыкли и понимают: таким образом учитель уважает личное достоинство детей и общается с ними на равных. Свобода самовыражения, волеизъявления взглядов и мыслей привела к тому, что ребята не боятся пробовать себя в самых разных областях.
Тем не менее кавказский менталитет у нас в крови, поэтому старшие для младших всегда являются непререкаемыми авторитетами. Но это не мешает нашим детям проявлять активность на каждом занятии, высказывать свое мнение, тянуть руки. У них всегда есть желание помочь педагогу. Мы учим их грамотно выражать свои мысли, аргументировать позицию, мыслить критически, и многие дети это блестяще умеют делать. Ребята во всех классах уверенно работают и с места, и у доски, и в команде, владеют ИКТ. Везде в кабинетах есть интерактивные доски, АРМ-учителя, доступ в Интернет.
Пока у нас учатся только те, кто живет в Грозном и недалеко от города. Между тем мы планируем привлечь в школу максимальное количество одаренных детей со всей республики. Поэтому программа развития школы предусматривает создание на базе нашей образовательной организации интерната для одаренных детей. Его строительство закончилось в сентябре прошлого года. Пока в новом здании действует центр по работе с одаренными детьми «Вектор М1», куда в течение нескольких месяцев мы принимали ребят и работали с ними посменно по аналогии с сочинским центром «Сириус». Отбор детей на местах осуществляли муниципалитеты, а здесь мы проводили их обучение в течение трех недель, причем по всем предметам. Параллельно детям был предоставлен очень широкий спектр дополнительного образования. Мы диагностировали ребят по ряду дисциплин, проводили психологическое тестирование для выявления одаренности в той или иной области. За время обучения они формировали портфолио, получали сертификаты за те программы допобразования, которые у нас проходили, и табель успеваемости. Специально для центра наши учителя разрабатывали модульные курсы, рассчитанные на 21 день, и каждый модуль завершался аттестацией. К преподаванию были привлечены не только школьные педагоги, но и работники системы дополнительного образования, а также преподаватели вузов.
Кстати, как показали наши исследования, среди тех, кого к нам делегировали муниципалитеты, одаренными можно считать не всех. Часто под этим словом люди понимают просто успехи в обучении, но это не всегда так, одаренность не обязательно коррелирует с общей успеваемостью. Поэтому в перспективе мы планируем заниматься отбором сами. Для нас этот проект очень важен, ибо помогает присматриваться к детям, имеющим способности к математике и точным наукам, чтобы уже с сентября следующего года они обучались в нашей школе. С этими детьми мы уже продолжим усиленную работу по развитию индивидуальных способностей.
Хочу также отметить, что учителя у нас тоже одаренные. Среди них победители региональных конкурсов «Лучший учитель иностранного языка»-2018 – учитель английского языка Зарета Саидова, «Молодой педагог»-2018 – учитель русского языка и литературы Ахмед Ламаркаев, призер конкурса «Лучший учитель родного языка» – учитель чеченского языка и литературы Ризван Джебирханов, призер конкурса «Мастер интерактивного обучения» – учитель технологии проектирования Эмила Эдаева и так далее. Наш учитель математики и заместитель директора по естественно-математическому образованию Лариса Исаева является председателем Ассоциации учителей математики Чеченской Республики.
Но самое главное для нас то, что именно в нашей школе работает абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев, благодаря которому Большой пеликан поселился в Чеченской Республике. А еще приятно, что теперь у нас, как говорится, полный набор, ибо Малого пеликана нам подарила другая наша сотрудница и моя заместитель – учитель физики Хеди Солсанова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011.

И мы верим, что «пеликаны» прилетят к нам еще не раз!

Луиза ТОКАШЕВА, директор математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова
Грозный, Чеченская Республика


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt