– Отношения с учениками остаются на одном из приоритетных мест в работе педагога. Нельзя оценивать детей по их отметкам и отношению к предмету. Если ребенку не интересен твой предмет, это не значит, что он плохой. Просто нужны другие формы работы с ним.
Актуальна идея учения без принуждения. Педагогика сотрудничества, как и многие другие направления современной педагогики, например школьная акмеология, направлена на то, чтобы каждый ученик добился успеха, причем сейчас учитель стремится к созданию условий не только для успешного обучения каждого, но и успешного целостного развития личности каждого школьника. На своих уроках я реализую эти идеи при помощи акмеологического подхода к технологиям обучения.
Современный учитель продолжает ценить силу детского коллектива, способного вовлекать в работу всех. Кроме того, возможно привлекать учеников к построению урока, выбору его методов и форм. На своих уроках я давала возможность детям попробовать себя в роли учителя, для чего проводилась предварительная совместная методическая подготовка.
Идея самоанализа, на мой взгляд, очень актуальна. Необходимо научить ребят адекватно оценивать свою деятельность. На своих уроках я часто прошу учеников проанализировать свой ответ и ответы товарищей. В итоге в классе могут сложиться разные точки зрения, и ребятам необходимо доказать свою позицию или признать ее ошибочность. Но у подростков эта идея не всегда оправдывает себя в силу особенности возраста. Работа по самоанализу более действенна или в пятом-шестом, или уже в старших классах.
Идеи коллективного творческого воспитания нашли свое отражение в работе центров и проектов нашей гимназии. Каждый из гимназистов может найти для себя творческое дело и реализоваться в нем как творческая личность. В этом учебном году я стала автором и руководителем проекта «Основы туризма», итогом которого будет туристический слет нашей гимназии.
Актуален и вопрос сотрудничества с родителями. Но сейчас родители, к сожалению, считают: если ребенок сыт и одет, их миссия выполнена. Другие, напротив, проявляют чрезмерную опеку и повышенный болезненный интерес к успехам и особенно к неуспехам своих детей. Учитель должен помочь родителям научиться любить своих детей, помочь им в решении детских проблем.
Уважение, понимание, гарантия защищенности, признание личности ребенка обеспечивают эффективность педагогического процесса.
У учителя всегда должно оставаться пространство для творчества. Нельзя заставить всех ориентироваться в работе только на те или иные принципы обучения, использовать чьи-то идеи, разработки, методы и формы работы. Прекрасно, когда учитель имеет возможность выбрать из множества хороших идей что-то близкое себе и внести в это свою творческую изюминку.
Комментарии