search
Топ 10

Просто героический эпос. Фестиваль «Надежда» дарит радость и учит гуманизму

«Я – герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног – ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей – надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, – все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Я герой. У меня просто нет другого выхода», – писал самый знаменитый «Мачо в инвалидной коляске», как назвала его газета «Аргументы и факты», Рубен Давид Гонсалес Гальего. Русский испанец, внук одного из лидеров испанской компартии. Гонсалес, родившийся в кремлевской больнице с диагнозом «детский церебральный паралич» и воспитанный в российских детдомах, стал писателем. Заболевший в раннем детстве полиомиелитом и навсегда потерявший способность передвигаться без костылей, Алан Маршалл открыл себе дорогу в большую литературу своей «Я умею прыгать через лужи». Ученая – лингвист, писатель, педагог, математик – Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение, в 1904 году закончила Гарвард. Марк Твен называл ее великим человеком, а она говорила: «Я прочла по губам Марка Твена несколько прекрасных его рассказов. Я чувствую прищуривание его глаз в пожатии его руки». Этим людям завоевать мир труднее. Тем нагляднее их подвиг. И выйти на сцену для того, чтобы заявить во всеуслышанье: «Я могу!», – героизм. Мы все бесконечно благодарны фестивалю за то, что он дает возможность, невзирая на недуг, стать звездой. За то, что он дарит надежду!

Глава первая «Добрая сказка»

XVII фестиваль детского творчества «Надежда» словно захватывающая книга, страницы с яркими иллюстрациями, истории, достойные прочтения. Грандиозное шоу подготовили взрослые: потрясающая воображение голографическая компьютерная графика, прекрасное оформление сцены, завораживающие, хорошо подготовленные номера концерта. Но все же далеко им до детей, вот уж кто изумляет по-настоящему. Своей искренностью, самоотдачей, отвагой.

Десять тысяч человек делали этот фестиваль. Четыреста шестьдесят одна тысяча ребят принимали участие в отборочных турах. Цифры впечатляют, но итог впечатлил в сто крат больше. Все началось с настоящего бала. Маленькие гусары и совсем юные барышни в кокошниках открыли первую страницу этой удивительной книжки с картинками, разговорами и экскурсами в специализированные учебные заведения.

На сцене хорошенькие гномики, бабочки, лягушата, стрекозы, жучки – мирно и уютно в этой «Лесной сказке», созданной ребятами из детского сада №2180 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Развеселила зрителей Маша Григорьева, учащаяся начальной школы – детского сада №1854, учебного заведения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ее стихотворение «У логопеда» напомнило всем фильм «По семейным обстоятельствам», где играющий врача Ролан Быков так же, как и герой ее поэтического эпоса, букв не выговаривал, а обучить им недоумевающего ребенка желал.

Летом прошлого года на базе детского дома №59 открылась социальная служба «Школа взаимной человечности». Воспитанники детского дома покупали продукты и лекарства больным, пожилым и одиноким людям, помогали приготовить еду. Благодаря проекту дети не только смогли понять многие проблемы взрослых, но стали более ответственными. А на фестивале они всех порадовали своей композицией «Красная шапочка».

В центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детская личность» оказывают помощь детям со сложной структурой дефекта, детским церебральным параличом и эпилепсией дошкольного и раннего школьного возраста. А ребята, подопечные центра, своим появлением и композицией «Земля» оказали настоящую моральную поддержку каждому из сидящих в зрительном зале.

Закрыла страничку «Доброй сказки» «фабрикантка» Ксения Ларина. Глава фестиваля прочитана, но сказка останется и в душах участников, и тех, кто с трепетом наблюдал за всем этим чудом.

Глава вторая «Моя Москва»

«Люди разными бывают» заявил в зачине хор «Гармония» школы-интерната №5. Конечно, все мы помним, что они могут быть, например, свинарками и пастухами, а уж друга никто никогда не забудет, если с ним повстречался в Москве.

И вообще «Россия начиналась не с меча, и потому она непобедима» – Борислав Поляков из школы надомного обучения №379 в этом убедил всех. А помогли ему в этом ложкари из школы-интерната №55, мелодикой народных инструментов создававшие его патетическим речам поистине мощный смысловой фон.

Дмитрий Кузнецов из колледжа №3 сферы услуг напомнил «Как упоительны в России вечера». И создал этим ностальгическим шансоном определенное лиричное настроение, в котором вполне уместно прозвучали стихи об оплоте нашем – Кремле в исполнении совсем юного ритора Сергея Пушторского из садика №831, специализирующегося на детях с нарушениями речи, с общим недоразвитием, с задержками речевого развития и даже патологией.

В ноябре 2005 года в Москве прошла благотворительная акция под названием «Из добрых рук с любовью». Участниками ее стали более 80 воспитанников школы-интерната №20. Праздник был приурочен к Неделе добрых дел, объявленной Московской патриархией, и состоялся он при сотрудничестве с Управлением Президента РФ по внутренней политике и столичным Департаментом образования. В школе-интернате №20 проживают дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря акции они получили новые инвалидные коляски, в которых и появились на фестивале, чтобы порадовать своими собственного сочинения куплетами – зарисовками Москвы.

Зажигательным матросским танцем поразил необычный тандем: вполне солидные учащиеся школы-интерната №11 и совсем крошечные морячки из детского сада №48. Сплясали они вполне профессионально, пора и тем и другим в юнги подаваться, да вот только современная молодежь предпочитает сперва учебную премудрость освоить, а уже потом осваивать иные горизонты. Что ж, надеюсь, задор и умение столь лихо отплясывать от интеллектуальных упражнений не пропадут!

Эту страничку на ноте «Звонко, радостно поет Родина могучая, вот какой у нас народ, вся страна певучая» закрыла исполнительница народных песен Ольга Чаркова.

Глава третья «Мир, в котором я живу»

Про таких детей говорят: «отмеченные» Богом. Если они появляются в общественных местах, то люди начинают их внимательно рассматривать, оглядываются, провожают глазами. При этом в голове появляется много разных вопросов: как эти ребята видят мир? Чем заполнена их жизнь? Сердце прохожих сжимается от жалости и сострадания, но вряд ли два этих чувства нужны таким ребятам, ведь они яркие личности со своим необычным внутренним миром.

Именно о том, каков этот мир, и поведали маленькие гавроши и пеппи из хореографического коллектива «Акценты» Зеленоградского педагогико-коррекционного центра. Мир наполнен ангелами и благодарными словами маме, считают Даша Озерина и ансамбль «Мозаика» школы-интерната №5. Мир, знакомый с величайшими композиторами, выразил свое мнение воспитанник школы-интерната №61 Рустам Шен, сыграв «Итальянскую польку» Сергея Рахманинова на металлофоне.

Он разный. Дождливый, и тогда требуются зонтики, о чем стало понятно после танца объединенного сообщества детских садов №№1565, 454, 1648. Романтичный, и тогда следует заклинать скрипку, чтобы не тревожила она душу учащегося школы-интерната №17 Максима Чаусова, тем паче, что на подтанцовках у него педагог детского дома №70 Ярослава Липатова. А еще он бывает коварным, и тогда «королям ночной Вероны» из детского дома №26 законы не писаны вовсе.

Все номера концертной программы были невероятно трогательными. Но невозможно было не прослезиться, когда сидящий в инвалидном кресле Евгений Ляпин из школы надомного обучения №379 вопрошал: «Ну что тебя так тянет танцевать? Мне не понять, мне не понять, тебя мне не понять». Делал он это артистически искренне.

«А давайте жонглировать!» – предложили творческие коллективы школы-интерната №15 и школы №991. Их красочные цирковые номера зарядили энергией всех и вся. «Мелодия света» воспитанников школы-интерната №53 вызвала на сцену виртуоза Петра Дрангу, выступлением которого и была завершена очередная страничка фестиваля.

Глава четвертая «Сердце педагога»

Парализованный ученый – во всем мире понятие вполне нормальное. Не все становятся знамениты, не все заведуют кафедрами или становятся всемирно известными. Обычный человек с ограниченными возможностями и средними способностями вполне может выбрать науку в качестве области приложения своих жизненных устремлений. Человек, ограниченный физическими рамками тела, поневоле становится наблюдателем. Если моторная деятельность тела сильно ограничена, то для интеллектуальной преград нет. При современном развитии компьютерной техники многие вполне здоровые люди добровольно обрекают себя на неподвижность перед экраном компьютера. И (свидетелями чего нас делает фестиваль «Надежда»), наоборот, не совсем здоровый человек способен достичь многого, если рядом с ним терпеливый и грамотный учитель.

Педагогическая плеяда, как известно, талантами славится. И доказать это педагоги специальных коррекционных школ смогли основательно и достойно.

Тон выступлениям был задан «Аве Марией» Франца Шуберта. Солировала Ангелина Сивакова из детского дома №70, а помогал ей справиться с этим не теряющим популярности произведением классики хореографический коллектив «Экспромт».

Педагоги детского дома №11 потекли «Реченькой» по сцене, демонстрируя безупречность народных костюмов и приверженность традициям русского хороводного искусства. А вот хор «Полет» школы-интерната №1 осмелился на советы взрослым, из которых вывод можно сделать один: «Спойте, и все получится».

Изумительная по красоте композиция с лентами под «Ветер Парижа» Эдит Пиаф была исполнена педагогом школы-интерната №30 Сергеем Фурсовым и его подопечной Ольгой Гусаровой.

Геннадий Васенков – директор школы-интерната №102. Это учебное заведение для детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с трудностями обучения, проблемами социальной адаптации и эмоционально-личностными. Он не в первый раз участвует в фестивале, вызывая неизменные аплодисменты своими выступлениями. Ведь говорит он о том, что волнует всех: о детях, об их будущем.

Ансамбль «Содружество» школы-интерната №20 поблагодарил от лица всех собравшихся в Концертном зале «Россия» ветеранов педагогического труда, пришедших на это великолепное действо. Цветы – вот малая лепта в оплате за их невероятный труд. А закрыл страницу бабушкиной песней «Город детства» Стас Пьеха. Жаль, конечно, что для нас, взрослых, в этот город билетов уже нет и не будет…

Глава пятая и последняя «Дружат дети на планете»

Алан Маршалл не обращал внимания на свои больные ноги, он понял, что костыли не преграждают путь к цели, а только затрудняют его. А главное – Алан сохранил в себе способность радоваться жизни… «Часто я по вечерам уходил в лес, чтобы подышать запахами земли и деревьев… Я любил… лежать ничком, прижавшись лицом к светло-зеленым побегам папоротника, лишь недавно появившимся из рождающей жизнь ночной темноты…» Своими книгами он открыл нам чудесную природу Австралии, а участники фестиваля «Надежда» повели и по другим странам и частям света.

Промелькнули ковбойские будни, воссозданные дошколятами из детского сада №1837, «Лучиками» школы-интерната №60 и воспитанниками детского дома №48. Не обошлось без очарования востока, куда завлекли доверчивых зрителей танцоры коллектива «Умиление» из детского дома №11. Вот уж поистине «умиление» – веера у этих малышей оказались больше самих артистов! Было им куда спрятаться.

Греческим темпераментным сиртаки пронесся по сцене хореографический коллектив «Фантазия» школы-интерната №95. Учащиеся школы-интерната №7 сплясали фееричный украинский «Ползунец». Мария Абросомова из школы-интерната №52 и ансамбль «Чудеса» завершили путешествие патриотическим «Мать моя, Россия».

Фестиваль окончен. Рассыпан серпантин по залу и отгремела исполненная всеми его участниками песня «Дети Москвы – надежда столицы». Вокруг улыбчивые люди. Хорошо, что в жизни этих героических ребят появляются кораблики надежды. Это так важно, чтобы у человека была надежда. И вновь мне вспоминается немощный Гонсалес, сумевший победить, вопреки страшной болезни: «Наутро меня оденут, отвезут в школу. На уроке истории я бодро расскажу об ужасах фашистских концлагерей. Получу пятерку. У меня всегда пятерки по истории. У меня пятерки по всем предметам. Я – герой».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту