Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В центре внимания

Просто это любовь

Лауреаты конкурса «Учитель года России» гордятся своей профессией
Мой профсоюз, №05 от 4 февраля 2021. Читать номер
Автор:

На каждом финале Всероссийского конкурса «Учитель года» наступает этот день – заканчивается первый очный тур, счетная комиссия подсчитывает баллы и называет самых результативных конкурсантов. 29 января в Детско-юношеском центре Волгограда назвали имена лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020. Конечно, сразу захотелось познакомиться поближе с этими педагогами.
Вы могли сделать это во время прямых трансляций второго очного тура – испытаний «Классный час» и «Мастер-класс». А ваш специальный корреспондент в перерывах между конкурсными мероприятиями задавала всем лауреатам один вопрос: «Когда и как вы поняли, что стали учителем?»

 

Антон ГОМОЗОВ

Место работы и должность: учитель истории и обществознания гимназии №16 города Орла.
Педагогический стаж: 9 лет.
Образование: Орловский государственный университет.

– Наверное, так происходит у многих педагогов – ты начинаешь работать в школе, втягиваешься и понимаешь, что чувствуешь себя комфортно. А главное – это дети, ты к ним привязываешься, и все.
Школа – это вызовы. Самое сложное – признаться себе, что ребенок что-то знает, а ты нет. Непросто было научиться говорить: «Я не знаю». Я научился. Как-то в первый год моей работы в школе дети на физкультуре в раздевалке обсуждали книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». А я на тот момент ее не читал. Я тут же доехал до книжного магазина и купил книгу.
Когда начинал работать учителем, друзья спрашивали: «Зачем тебе это нужно?». Я отвечал шутливо: «Меня называют Антон Васильевич, тяжелее ручки ничего не поднимаю, в костюме на работу хожу». А если серьезно – это постоянное саморазвитие.

 

Михаил ГУРОВ

Место работы и должность: учитель математики Лицея классического элитарного образования Ростова-на-Дону.
Педагогический стаж: 10 лет.
Образование: Южный федеральный университет, Южно-Российский гуманитарный институт.

– Первый раз в роли преподавателя я оказался случайно в лагере для одаренных детей, где мне предложили провести курс математики. Это был 2009 год. Тогда не планировал связывать свою жизнь с образованием. К тому моменту я окончил бакалавриат и поступил в магистратуру ЮФУ. Работая с детьми, понял, что мне это нравится. Дети с моей помощью учатся решать сложные задачи. Ты видишь эффективность своей работы, понимаешь, что все не зря. Возникает сознание того, что ты находишься на своем месте. Не знаю, как это описать. Это так же трудно, как дать определение любви.
Кстати, в массовой школе я испытываю больше удовлетворения, если мне удается научить обычного ребенка, у которого не ярко выражена одаренность. Развитие у такого ребенка интереса к математике – более ценный опыт, чем работа с олимпиадниками.

 

Константин ЗЕЛЕНСКИЙ

Место работы и должность: учитель истории и обществознания гимназии №13 Магадана.
Педагогический стаж: 7 лет.
Образование: Северо-Восточный государственный университет.

– Еще год назад я говорил себе: я не учитель. Учитель – это такая ответственная миссия. Ты ответственен не просто за то, чтобы дать урок, урок может дать и компьютер. Ты ответственен за то, что берешь ребенка в какой-то сложной ситуации и ведешь его. Я понял, что я учитель, когда ко мне стали подходить дети и просить совета по каким-то жизненным ситуациям. Они стали мне доверять, рассказывать, что у них происходит дома. Доверяют и родители, и дети. Мы ходим в походы, можем сидеть до 10 вечера – смотреть фильмы. Что для меня важно? Чтобы из школы мои ученики вышли людьми с большой буквы, чтобы через много лет я мог сказать: мне не стыдно за то, что их учил.

 

Ольга ИВЛЯНОВА

Место работы и должность: учитель географии школы №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов города Рязани.
Педагогический стаж: 20 лет.
Образование: Рязанский государственный университет им. С.А.Есенина.

– Мне кажется, когда я пришла работать в школу, то сразу поняла, что здесь мое место и здесь я готова реализовать себя.
Желание быть педагогом появляется раньше, чем приходишь учиться в педвуз. А в педагогическом вузе можно понять, оказался ли ты прав или наоборот – сделал неправильный выбор и надо уйти. У меня не было сбоев никогда. Я счастлива в своей профессии, в своей семье. Я благодарна своей семье за то, что они терпят мою профессию. Много времени провожу в школе. Но при этом стараюсь уделять время своим детям. В последнее время огромная нагрузка легла на учителей, но я понимаю, что никогда не смогу уйти из школы. Один выходной день – и все встает на свои места, я с улыбкой вхожу в класс и получаю кайф от уроков, которые провожу.

 

Сергей ЛЕВЧЕНКО

Место работы и должность: учитель математики средней школы №7 города Майкопа (Республика Адыгея).
Педагогический стаж: 5 лет.
Образование: Армавирский государственный педагогический университет.

– Однажды я понял, что хочу в класс, хочу преподавать. У меня был репетиторский опыт, но я осознал, что если хочешь сеять разумное, доброе, вечное, то нужно учить не одного-двух детей, а тысячу. Я захотел работать в школе! Я рос в лаборантской, мама учительница, никаких розовых очков не было, но захотелось… Мне очень повезло: я оканчиваю вуз – и меня приглашают в маленькую школу, которую я всегда вспоминаю с большой теплотой. Там было всего 350 учеников, из них 150 – начальная школа. Пришлось преподавать физику, хотя я учитель математики. Но я был согласен на все, хоть полы мыть. Увидел ребят и понял, что я на своем месте. С тех пор я искренне могу повторить фразу: «Выбери себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Это про меня.

 

Иван МЕНЬШИКОВ

Место работы и должность: учитель математики гимназии №166 Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж: 7 лет.
Образование: Санкт-Петербургский государственный университет.

– Идя на собеседование в школу, я хотел попробовать себя в этой профессии. Не был уверен, что она мне понравится. И буквально после первого урока понял, что это та профессия, которой я хочу посвятить свою жизнь.
Мне кажется, секрет исключительно в эмоциях, в той отдаче, которую чувствуешь на уроке. Дети мотивируют меня вставать по утрам, приходить на работу, выполнять тот объем обязанностей, который есть у каждого взрослого. Мне необходимо ощущать важность для общества того, что я делаю. И в этом плане школа – очень благодарное место работы. Я вижу, как растут дети, как я могу им помочь.
Ненавижу проверку тетрадей. Но когда приходишь на урок, понимаешь, что именно здесь пространство для творчества.

 

Диана МИНЕЦ

Место работы и должность: учитель русского языка и литературы Женской гуманитарной гимназии города Череповца (Вологодская область).
Педагогический стаж: 9 лет.
Образование: Череповецкий государственный университет.

– Изначально я не планировала преподавать в школе, хотела быть программистом. Но в 11‑м классе влюбилась в Достоевского и пошла на филфак. Педагогическая практика, однако, мне не понравилась, решила: никогда не пойду в школу. А потом было репетиторство. Преподавала в вузе будущим педагогам. Поработала в колледже, где учились будущие плотники и столяры. И поняла, что у меня получается. Пересмотрела свои взгляды. Попросили поработать в школе – у них не было учителя: «Давайте вы к нам хоть на пару дней в неделю будете приходить». Я пришла и поняла, что их не брошу. Выпустила 11‑й класс, были стобалльники.
Признак того, что ты стал учителем, – когда видишь, если с ребенком что-то не так. Подойдешь, поговоришь. Мои ученики сейчас одни остались, пишут периодически: «Когда вы к нам вернетесь?» А я за них переживаю.

 

Алена МИНИНА

Место работы и должность: учитель английского языка Николаевской средней школы села Николаевка (Камчатский край).
Педагогический стаж: 6 лет.
Образование: Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга.

– Был момент еще до того, как я пошла работать в школу. Занималась с младшими братом и сестрой, в том числе английским языком. И хотя мне было только 10 лет, чувствовала себя учителем. Поступила в университет, вышла из него одухотворенной. Надо было перестать витать в облаках. И детям объяснить – я источник знаний, вы можете получить от меня много полезного. Я работаю в сельской школе. Мотивации учить языки у детей нет: никто из них не имеет возможности не то что за границу выехать, но даже за пределы Камчатского края. И вот как я мотивирую детей. Летом я работаю гидом-переводчиком. Организовала волонтерское движение в школе, и дети тоже работают с туристами-иностранцами, практикуют английский язык.

 

Ольга НУЖНОВА

Место работы и должность: учитель биологии школы №12 города Обнинска (Калужская область).
Педагогический стаж: 14 лет.
Образование: Мурманский государственный педагогический университет.

– Я была педагогом дополнительного образования, но очень хотела работать учителем в школе. Когда переехала в Калужскую область, мечта сбылась. Но осознание, что я учитель, пришло задолго до официального обозначения этой должности в трудовой книжке. Меня окружали талантливые педагоги. Например, Дмитрий Григорьевич Левитес, доктор педагогических наук, профессор, автор многих педагогических технологий, человек, на которого я равнялась. Когда я с ним познакомилась на третьем курсе, поняла, что хочу стать учителем.
Когда труд приносит радость, когда он плодотворный, это радость не только личная, но и та, которую ты даришь другим. Если ты делаешь что-то, что не приносит удовольствия, рано или поздно захочешь поменять профессию.

 

Дарья ПРЯДУХИНА

Место работы и должность: учитель математики лицея №23 города Калининграда.
Педагогический стаж: 6 лет.
Образование: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

– Уверенность в том, что я именно учитель, появилась сразу, как я попала в класс. Я поняла, что мне нравится именно работа с детьми и их родителями. Наибольший восторг вызывает общение с ребятами. Они искренние, честные. Общаясь с ними, я развиваюсь. Они для меня проводники в современный мир, который меняется постоянно. Самое приятное, что даже в тяжелых ситуациях поддерживают, пишут. Готовилась к классному часу на конкурсе – советовалась с ними. К уроку готовилась – кидала им задачи, как вам? Интересен тот или иной материал? Я же для них работаю, не для себя.
Не у всех получается быть учителем. Должно быть желание развиваться, меняться. Учитель должен быть сомневающимся человеком. Как только педагог говорит: я уже 20 лет работаю, я знаю, как надо – все… Нужно сомневаться.

 

Радимхан САЛТУКИЕВА

Место работы и должность: учитель русского языка и литературы школы №7 города Грозного (Чеченская Республика).
Педагогический стаж: 4 года.
Образование: Чеченский государственный педагогический университет, Северо-Кавказский федеральный университет.

– Мне кажется, это произошло в первый год моей работы, но не сразу. Я даже сомневалась, тот ли путь выбрала. Пошла учиться в университет, не будучи твердо уверена, что стану учителем. Началось с первой благодарности: «Не спасибо за пятерку, а спасибо за то, что благодаря вам мы теперь что-то знаем». Мне кажется, это сделало меня учителем. Ценность благодарности в том, что она не от родителя или кого-то еще, а от самого ребенка. Она может прозвучать мимолетно. Главное – искренне. Это тот момент, когда, как говорят, призвание само находит человека.

 

Ирина САУТИНА

Место работы и должность: учитель русского языка и литературы лицея №1 города Салавата (Республика Башкортостан).
Педагогический стаж: 25 лет.
Образование: Стерлитамакский государственный педагогический институт.

– Был момент в моей жизни, когда я ушла из школы. Лет через семь после того, как я начала в ней работать. Это был сложный период. Занялась другим видом деятельности. Но завуч умолила оставить в школе три часа литературы. Чтобы не совсем я себе эту дверь закрыла. Через год я поняла, что страшно соскучилась по школе и другая деятельность мне неинтересна. А еще меня мотивировали мои декретные отпуска, когда я очень хотела скорее вернуться в школу. Самые продуктивные моменты – когда я только выходила после этого перерыва, это был просто фейерверк творчества.
Я стала учителем, пошла по этой стезе в то время, когда совершенно не собиралась этим заниматься. Помню себя в 11‑м классе, когда я говорила себе: кем я точно не буду, это учителем. И после школы я поступила в пединститут.

 

Иван ХЕОРХЕ

Место работы и должность: учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского (Ленинградская область).
Педагогический стаж: 11 лет.
Образование: Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина.

– Это произошло на 4‑м курсе, когда я прошел полноценную практику как учитель. Готовил конспекты ночами, выходил к детям с дрожащими руками. И вдруг понял, что мне это нравится. В этот момент я сказал: «Я учитель». Просто до этого, как ни стыдно об этом говорить, я не планировал, даже учась в педагогическом вузе, становиться учителем. Никто из моих однокурсников этого не хотел. Меня завлекла в профессию не квартира, не подъемные, как это иногда бывает. Я просто вдруг осознал, что мне эта работа нравится. Признак того, что ты стал учителем, – не испытываешь стресса, дискомфорта, хочется идти на работу. Если видишь, что есть положительная динамика, двоек нет, ОГЭ и ЕГЭ на уровне, ты понимаешь, что это твоя работа. А еще если ученики ходят на уроки с улыбкой…

 

Денис ХУРМАНЕНОК

Место работы и должность: учитель истории школы №1571 города Москвы.
Педагогический стаж: 9 лет.
Образование: Оренбургский государственный университет.

– На 4‑м курсе я пришел на педагогическую практику в школу. Неделю готовился и дал урок. И на первом моем уроке присутствовал закрепленный за мной наставник Борис Александрович, прекрасный учитель истории. Впоследствии он стал моим наставником по жизни. Он умный, глубокий академический историк, работающий в школе. Борис Александрович посмотрел мой урок и сказал: «Никогда такого не говорил, ты как я в молодости». И на следующей неделе мне предложили по совместительству работать в школе. Тогда я и почувствовал, что я учитель. В том числе благодаря оценке Бориса Александровича. Я окончил институт, ушел в армию, потом вернулся в школу.
Еще важна реакция детей. Когда я в первый раз услышал спасибо за то, что объяснил, как выполнить сложное задание, тогда я понял, что учитель.

 

Елена ЦЫДЫПОВА

Место работы и должность: учитель русского языка и литературы Российской гимназии №59 города Улан-Удэ (Республика Бурятия).
Педагогический стаж: 12 лет.
Образование: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чер­ны­шев­ского.

– Я это поняла, когда выпустила в 2015 году свой первый класс. В нем учились практически одни мальчики и было всего 5 девочек. Эти дети доводили меня до слез, наверное, раза три в неделю. Сейчас они моя гордость. Мальчики уже офицеры, девочки стали мамами. У нас есть свой чат в ВКонтакте, и это не просто чат, где мы поздравляем друг друга с днем рождения, мы пишем о ежедневных важных событиях. В прошлом году я ездила на выпускной к своему ученику Егорке Пермякову, который окончил Дальневосточное военное училище в Благовещенске. Он круглый сирота. Я просто не могла не поехать. Когда они мне пишут, я понимаю, что я на своем месте.

Оксана РОДИОНОВА. Фото Вадима МЕЛЕШКО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt