search
main
0

Простая формула

Где и как учат будущих академиков

Выступая перед собравшимися в Доме ученых Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) на торжественном мероприятии 21 мая 2022 года, председатель президиума академик Валентин Николаевич Пармон напомнил о знаменитой формуле Михаила Алексеевича Лаврентьева, которая работает и сейчас: образование, наука, промышленность.

 

Обучаясь в Новосибирском государственном университете (НГУ), студенты уже с третьего курса получают возможность делать курсовые и дипломные работы в научно-исследовательских институтах СО РАН, с раннего возраста приобщаются к науке. Окончив вуз, многие идут на работу и в аспирантуру в те же институты. Совершая научные открытия, ученые имеют возможность внедрять их в промышленность. Конечно, необходимо иметь постоянное финансирование со стороны государства. Валентин Николаевич Пармон также вспоминал 1960-1970‑е годы, когда Академгородок рос и расцветал на глазах, говорил об энтузиазме молодежи, о том, как сохранялись традиции, несмотря на все трудности и перемены.

Сегодня Новосибирский государственный университет – крупнейший вуз Сибири, где обучаются 7200 студентов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. В НГУ 115 кафедр, 2500 преподавателей. Среди них согласно сведениям официального сайта университета 880 доцентов, 570 профессоров с докторской степенью, 73 члена Российской академии наук.

Самые первые лекции в НГУ читали отцы-основатели Академгородка – члены-корреспонденты РАН, доктора наук. Это создавало особую атмосферу, помогало юным первокурсникам понимать, что они действительно вступают в мир ученых, являются участниками новаторского этапа в высшем образовании. Выпускники первых лет, среди которых есть и мои родственники, любят вспоминать, как они начинали, какими уникальными были их студенческие годы. И рассказывают о том, как они росли в научном плане именно благодаря «формуле успеха».

Несмотря на многочисленные перемены в стране и мире, замечательная традиция, подход к высшему образованию как к части общего процесса, понимание того, какую большую роль студенты сами могут сыграть, сохранились по сей день. Я попросила Дудари Буруеву, научного сотрудника Международного томографического центра СО РАН, поделиться своим опытом. В чем-то ее дорога в образовании типична для нашего городка. Сначала Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ), который в городке называют по старинке ФМШ – физико-математической школой при НГУ. Обучаются здесь старшеклассники из разных регионов, живут в общежитии. После окончания СУНЦ Дудари поступила в НГУ, окончила его с отличием по специальности «фундаментальная и прикладная химия» в 2016 году. В 2020-м выпустилась из аспирантуры при НГУ, продолжая работать в лаборатории МТЦ, получила степень кандидата химических наук. Побывала на различных стажировках и конференциях за рубежом, прекрасно владеет английским языком. О себе говорит скромно: «Я родилась и выросла в солнечной Бурятии и проучилась в Улан-Удэ, в гимназии №33, до 10‑го класса. В 10‑м классе я впервые я побывала в Академгородке, приезжала на Всесибирскую олимпиаду по химии. Понравилось! Затем были летняя школа, обучение в СУНЦ НГУ. Понравилось еще больше, особенно химия, так я оказалась на факультете естественных наук, на химическом отделении.

Я присоединилась к лаборатории И.В.Коптюга в МТЦ СО РАН в 2014 году, будучи студенткой третьего курса. Пришла на курсовую работу, а в итоге защитила кандидатскую диссертацию в этой лаборатории.

Мы в лаборатории занимаемся решением проблемы низкой чувствительности методов магнитно-резонансной томографии, глобально наши исследования направлены на увеличение информативности методов МРТ в диагностике различных заболеваний. Наши исследования представляют не только практический, но и фундаментальный интерес: мы занимаемся разработками метода получения спиновых изомеров этилена, а также изучаем активацию водорода на промышленно важных гетерогенных катализаторах».

Сознаюсь, последний абзац я попросила Дудари написать и переслать мне в электронном виде, чтобы ничего не перепутать. На примере этой молоденькой сотрудницы ясно видно, как работает заложенная академиком Лаврентьевым формула, как осуществляется связь образования, науки и практического применения фундаментальных открытий в жизни. Впечатляют энтузиазм молодежи, стремление как можно больше узнать и сделать. Невооруженным глазом видно, насколько значимую роль в этом процессе играет старшее поколение, научные сотрудники, члены академии, многие из которых прошли тот же путь, в начале которого стоит сегодня и Дудари Буруева.

Нина КОПТЮГ, Новосибирская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте