Однажды на уроке мы записывали предложение для синтаксического разбора:Учитель, перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени.
Последовал разбор, а затем небольшое лирическое отступление, когда мы попросили назвать автора строк, прочитать стихотворение полностью. Учительница сказала, что услышала произведение, когда училась в первом классе. Мы хором стали уговаривать ее рассказать о школьных годах. И вот что она поведала. «…В варанской школе №23 нас, 39 первоклашек, взяла Серафима Ивановна Терешкина, замечательный педагог, чья деятельность, увы, подходила к концу. С первых дней я полюбила школу, и заслуга в этом именно Серафимы Ивановны. Все дело было в атмосфере, которую создавал наш учитель. За три года, пока я училась в начальных классах, я ни разу не слышала повышенного тона голоса учителя. А ведь нас было почти сорок! Помню, как Серафима Ивановна нас называла: «дета», «дружочек», «мой хороший»… Даже когда она сердилась на нас, как-то не обидно, не ругала, не унижала, а направляла, заставляла задуматься… Никогда не забыть прогулок по скверу, во время которых Серафима Ивановна обращала наше внимание на красоту окружающего мира, неповторимость моментов жизни. Эти листья, веточки, семена мы собирали и потом на уроках труда с помощью педагога превращали в произведения искусства, которыми были уставлены все полки нашего кабинета. Серафима Ивановна так могла заинтересовать, что творчество продолжалось и дома. Я, например, полюбила делать аппликации, создавать картинки из цветной бумаги и занималась этим вплоть до окончания университета. А как она слушала ответы, с каким неподдельным интересом задавала вопросы, высказывала похвалу! Наверное, это обстоятельство и послужило выбору моей будущей профессии. В дальнейшем, когда я уже училась в университете, потом стала работать в школе, передо мной всегда стоял образ первой учительницы – простой, доброй, открытой, без тени напыщенности и заносчивости. А ведь Серафима Ивановна Терешкина была, оказывается, заслуженным учителем. Однако это не афишировалось, об этом не говорилось по поводу и без повода. По прошествии времени я поняла, что она была прежде всего заслуженным Человеком, для которого ребенок, его душа, интересы, трудности стояли на первом месте». Потом урок русского языка продолжился, а я, глядя в окно на дорожки школьного двора, подумала, что мы, ученики XXI века, что-то потеряли по отношению к своим наставникам. Мы уверены, что учителя нам обязаны давать знания, заниматься с нами. Будем ли мы с такой же благодарностью и нежностью говорить об учителях спустя годы? Ольга КАРПУНИНА, ученица школы №30, Саранск
Комментарии