“Побочная” дочь учебного плана
Так уж сложилось, что у колыбели физического воспитания стояли военные. Физическое состояние рекрутов признавалось неудовлетворительным, и Министерство народного просвещения выпустило в 1873 году “Руководство гимнастикой для сельских и народных школ”. Занятия проводились еженедельно по 50 минут в послеобеденное время.
Но уже три года спустя “вследствие перегруженности учебных планов” гимнастику изъяли из учебного расписания. Предложили использовать для нее большую перемену. Впрочем, ученики предпочитали на переменах играть в лапту…
Физкультура “вернулась” в 1889 году. Подробнейшая “Инструкция по преподаванию гимнастики” определяла порядок проведения занятий, их содержание и вводила первые нормативы. Подчеркивалось, что гимнастика должна способствовать физическому здоровью ученика, развивать в детях свободу и ловкость движений, знакомить с первоначальными основами воинской дисциплины, воспитывать мужество, характер и душевные силы учеников.
Гимнастика вводилась в мужских гимназиях как обязательный предмет (2 часа в неделю), и освобождение от занятий проводилось только врачом. Учеников ждали игры, прогулки, они занимались строевыми приемами, выполняли упражнения на снарядах (брусья, перекладина, кольца, “козел”). При оценке результатов предписывалось “больше обращать внимания на правильность движений, чем на особую силу и ловкость, которые даются лишь немногим мальчикам”. Выставлялись оценки “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”, которые заносились в выпускные свидетельства и документы, дающие льготы по воинской повинности.
Но благие намерения претворялись в жизнь со скрипом. Директора гимназий по сути саботировали новый предмет, и в итоге все свелось на занятия вне сетки учебного плана: до или после уроков. Поскольку специалистов не было, то занятия вели отставные офицеры или унтера. Неудивительно, что, по свидетельству современников, гимнастика была пасынком школы и эту дисциплину “терпеть не могло большинство директоров и учителей, не любила и значительная часть учащихся”.
Впрочем, был и положительный опыт. Так, например, в Ялтинской гимназии существовала стройная система физического воспитания. Она включала как обязательные уроки гимнастики (причем класс делился на две группы), так и подвижные игры на переменах. Много внимания уделялось водным видам спорта. Примечательно, что на пятом Всесокольском (Всеславянском) слете в Праге (1907 год) команда ялтинских гимназистов получила диплом и венок. Четыре человека удостоились личных наград.
В советской школе физкультура прочно утвердилась как обязательный предмет, стабильно имеющий два часа в неделю. Содержание занятий было в основном определено в 1931 году, когда правительство утвердило комплекс “Готов к труду и обороне СССР”. Учебная программа состояла из трех разделов: физические упражнения, основные теоретические сведения, санитарно-гигиенические знания. Также предусматривались проведение гимнастики до уроков, физкультминуток, организация секционной работы, игр на переменах, детского туризма. Все это было труднодостижимой задачей. Даже в 50-е годы спортзалы имели только 13% учебных заведений. А среди преподавателей лишь 2% имели высшее образование и 12% – среднее. Нередки были факты, когда уроки физкультуры не проводились вовсе.
В 1972 году был введен новый комплекс ГТО. Усовершенствованная программа по физической культуре включала гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку, подвижные игры, плавание, строевые упражнения. Но в целом организация уроков оставляла двойственное впечатление. У редких энтузиастов они действительно превращались в праздники здоровья. А в обычной практике преобладали унылые занятия на устаревших снарядах с множеством “освобожденных” детей на скамейках.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
доктор педагогических наук
Комментарии