Многие мировые знаменитости начинают с поступления в 1-ю Московскую музыкальную школу
Глядя на современное элегантное здание, трудно поверить, что 1-й Московской государственной детской музыкальной школе уже 63 года, а первые ее выпускники – седовласые мэтры Московской консерватории.
Здесь учились народный артист СССР, лауреат государственных премий, композитор А.Холминов, народные артисты России, лауреаты международных конкурсов, профессора Московской консерватории органист Олег Янченко, виолончелист Игорь Гаврыш, народный артист России, педагог, солист Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Вадим Тедеев, солист Национального симфонического оркестра трубач Андрей Иков, солистка Большого театра Нина Лебедева…
Конечно, далеко не все из тысяч ╚прокофьевских детей╩ становятся профессиональными музыкантами, многие занимаются музыкой ╚для души╩. Но все без исключения любят свою альма-матер, своих педагогов. Гордятся, что именно в их школе возник единственный в мире музей Сергея Прокофьева.
Шестнадцатый год сложный механизм музыкальной школы (1000 учеников вместо 300 – 400, на которых рассчитано учебное заведение, и более 150 преподавателей) находится на попечении директора – талантливого музыканта и педагога, заслуженного работника культуры РФ Александра Григорьевича Каневского.
Александр Григорьевич рассказывает: ╚Я скрипач. Мне в жизни повезло – моим педагогом был замечательный музыкант Феликс Аркадьевич Андриевский. Сейчас он работает в Лондоне. Это самый высокооплачиваемый педагог в Европе. Феликс Аркадьевич – ученик выдающихся музыкантов Абрама Ильича Ямпольского и Юрия Исаевича Янкелевича. Они возглавляли русскую музыкальную школу, Андриевский должен был сменить их на этом ╚посту╩, если бы не уехал…╩
Проблема ╚уезжать – не уезжать╩ возникает и у выпускников детской музыкальной школы. На Западе давно знают высокий уровень российского музыкального образования. И зовут наших музыкантов к себе. Недавно в 1-ю Прокофьевскую школу позвонили из русского отдела радио Би-Би-Си – хотят сделать передачу: ╚В Англии восхищаются русскими музыкантами…╩ Если Россия еще имеет какой-то вес в глазах мирового сообщества, то, пожалуй, именно в сфере музыкальной культуры. Здесь наши музыканты преуспели куда больше наших политиков.
╚Запад покупает таланты, а мы их создаем, – вздыхает Александр Григорьевич. – Импрессарио всего мира считают, что в России создана совершенно потрясающая струнно-смычковая школа. Недаром Мстислав Ростропович сказал: ╚Я приезжаю в лучшие оркестры мира и обязательно слышу там русскую речь╩.
Конечно, таланты не растут как грибы, их надо ╚выращивать╩. Один из краеугольных столпов работы музыкальной школы, считает Александр Каневский, – продуманная кадровая политика: ╚Мы тщательно отбираем преподавателей. А это нелегко, ведь наша школа – одна из самых больших в стране. Дети учатся по 27 специальностям – целый симфонический оркестр! У нас работают замечательные педагоги. Это и руководитель фортепианного отдела, заслуженный работник культуры РФ Наталья Ивановна Урюпина, и мой заместитель и помощник А. Каспарова, и руководитель отдела духовых и ударных инструментов Владимир Борисович Кричевский, и наш главный специалист по сольфеджио Зинаида Иосифовна Жалковская, и еще много, много прекрасных имен. Я горжусь тем, что у нас преподают два моих ученика. Рита Цинева – ее воспитанники уже выступают на московских фестивалях. Таня Мещерина – очень талантливая девочка, параллельно с работой учится в вузе╩.
На выпускников музыкальной школы смотришь с уважением и надеждой. Им продолжать замечательные традиции русской скрипичной и фортепианной школ. Со временем кто-то из этих девочек и мальчиков станет мировой знаменитостью со своим импрессарио и напряженным гастрольным графиком – пианистка Марьяна Лысенко, лауреат международного конкурса ╚Надежда╩, медалистка этого года, или скрипачка Вика Басова – дипломант международного конкурса ╚Учитель и Ученик╩ ( ╚Классическое наследие╩), тоже медалистка, а может быть, скрипачи Сева Пономарев и Эля Ненова… Светлану Мельникову, с отличием закончившую хоровое и фортепианное отделения, конечно, ждет слава композитора. Уже сейчас она поражает своих педагогов способностью к блестящей импровизации, а ее песня на слова Маршака ╚Кораблик╩ украсила концертный репертуар школьного хора.
Ольга БЕРСЕНЕВА
Комментарии