Образовательные сессии, во время которых ребята погружаются в тот или иной предмет на полный учебный день, давно стали главным ноу-хау школы №1811. Во время сессий ученики под руководством педагогов, поделившись на группы, проводят собственные исследования, используя неадаптированный материал: оригинальные тексты на иностранных языках, исторические хроники, сказки, мифы и стихи.
В отличие от обычного урока здесь нет готовых ответов, никто не знает заранее, как будет развиваться исследование в каждой группе. Результаты должны быть представлены всем участникам сессии и подвергнуты критическому анализу. Юные исследователи рискуют: группа может прийти к стройным логичным выводам, а может запутаться в доказательствах и ошибиться. Не нужно быть кандидатом педагогических наук, чтобы понять, какие преимущества несут в себе сессии. Здесь и опыт практических действий, и самостоятельность, и работа в команде, и развитие аналитических способностей, и коммуникативные навыки, такие как умение вести диалог и воспринимать конструктивную критику.
Настоящий клад для старшеклассника, да и для ученика среднего звена тоже. А младшие? Им, наверное, рано? Ничего подобного, в самый раз! И доказательство тому образовательная сессия в третьем классе, посвященная творчеству японского классика Мацуо Басё. Вернее, целая серия сессий, объединенных общей темой. Началось все с того, что ребята поделились на группы. После двух часов плотной работы с фактами и сведениями о культуре и традициях Японии группа историков ознакомила всех с биографией великого поэта. Ребята нарисовали ленту времени, изобразив самые важные события в его жизни.
Группа литераторов сформулировала и разъяснила всем принципы сложения хокку. А группы пути, странствий, друзей и природы рассказали, что любил Басё, с кем дружил, как ухаживал за своей пальмой.
Объединенными усилиями всех групп ребята смогли разгадать загадку, почему поэт отверг спокойную долю столичного чиновника и отправился в долгое странствие. Оказывается, чтобы достичь совершенства, следует отбросить все лишнее не только в стихах, но и в жизни, считал Басё. А затем началась и до сих пор продолжается самая интересная часть – практическая!
Ребята попробовали свои силы в создании хокку. Поработали со смыслом хайбун – этюдами в прозе, в которых Басё достиг не меньшего мастерства, чем в поэзии, и даже зарисовали свои версии, получилась галерея интересных догадок. Гуляя по Серебряно-Виноградному острову, третьеклассники любовались природой по примеру истинных японцев и вернулись с целой охапкой стихов. Сняли несколько короткометражек по мотивам хокку, используя различные материалы и техники. Трудно поверить, что за всей этой огромной работой, проделанной детьми, не стоит взрослый контролер.
Неужели сами? Нет, конечно. Роль педагога-игротехника во время сессии трудно переоценить. Но заключается она не в раздаче прямых указаний, а в умении пробудить интерес ученика к новому, непонятному материалу с помощью точно заданного вопроса. Задача учителя – обнаружить самостоятельную мысль ребенка, помочь ее сформулировать и выразить через действие. Когда ученик видит, что его мнение слышат, что его слова важны для всех, у него загораются глаза. Он перестает бояться ошибки и берется за дело с таким воодушевлением, на какое способны только дети.
Марина ГОРДОН, педагог дополнительного образования школы №1811 «Восточное Измайлово»
Комментарии