Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Прогулка с Михаилом Гуровым

Учительская газета, №21 от 25 мая 2021. Читать номер
Автор:

Ростов и окрестности

С учителем года России-2020 Михаилом Гуровым мы встречаемся в лобби одного из ростовских отелей. Отсюда до Лицея классического элитарного образования, в котором Михаил Николаевич преподает математику, чуть меньше километра. Под занавес весны на юге страны отчего-то всю ночь отчаянно лил дождь.

Ростов-на-Дону – родной для Михаила город, где едва ли не каждая точка на карте отмечена памятным для него событием. На Большой Садовой останавливаемся напротив главного корпуса Южного федерального университета – внушительного здания, построенного в начале прошлого века в стиле модерн.

Кроме того что ЮФУ – альма-матер Гурова, Большая Садовая – особенное для него место: улица – воспоминание юности. Навсегда отпечаталось в памяти, как он, будучи студентом мореходного колледжа, маршировал здесь в парадной коробке в один из Дней Победы.

Здесь же, в стенах университета, еще будучи студентом первого курса, познакомился с будущей супругой, с которой учился в одной группе. Сейчас пара воспитывает трехлетнюю дочь, но Михаил признается, что мечтает о по-настоящему большой семье.

Значительную помощь в ускорении реализации этих планов оказал сертификат на трехкомнатную квартиру, выданный губернатором региона Василием Голубевым за впечатляющую победу на конкурсе. Дом планируют достроить в декабре текущего года, Гуровы объяснимо ждут этого момента с воодушевлением.

Кстати, супруга сыграла важную роль в том, чтобы Михаил Николаевич вообще смог принять решение об участии в конкурсе.

Стоит напомнить, что в 2020‑м региональный этап «Учителя года России» в Ростовской области в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой не проводился, а представителем региона в финале должен был стать серебряный призер предыдущего сезона.

Михаил Николаевич согласился не сразу, взяв сутки на размышления. На семейном совете жена поддержала учителя, взяв на себя многочисленные дополнительные обязанности, чтобы он мог со свойственной ему основательностью подготовиться к участию в конкурсе.

– Во многом моя победа – это заслуга моей жены, – признается Михаил Николаевич.

При этом Гуров рассказывает, что, когда он занял второе место в регионе, испытал чувство завершенности.

– Я всегда думал, что каждый учитель должен хоть раз поучаствовать в этом конкурсе и при этом выложиться на все 100%, – поясняет он. – Вот мне и казалось, что я выложился на полную катушку, а мое второе место – настоящая победа, в первую очередь над самим собой.

На улицах Ростова Михаила Гурова, несмотря на почти три месяца, прошедшие с момента объявления результатов конкурса, продолжают узнавать.

Он с улыбкой рассказывает о случае, когда опаздывал на мероприятие в одном из ведомств и немного превысил разрешенную скорость. Взмах жезла сотрудника ДПС, изучение документов и, наконец, вопрос: «Так это вы?» К счастью, в тот раз все обошлось предупреждением.

От плеска волн к работе в классе

После окончания 9‑го класса Михаил Гуров поступил в Морской колледж имени Седова, где готовят кадры для морского и речного флота. Выбор был связан не только с романтическими устремлениями юноши, но и с желанием пойти по стопам отца, который был механиком.

Там его приметила учитель физики, предложила попробовать попасть на мехмат. Втайне от всех близких Михаил Николаевич поступил в вечернюю школу и, получив аттестат и самостоятельно подготовившись к вступительным испытаниям, поступил в вуз.
В 2009‑м он с отличием оканчивает бакалавриат факультета математики, механики и компьютерных наук, после чего продолжает обучение в магистратуре и аспирантуре, где успешно защищает кандидатскую диссертацию.

Михаил Николаевич рассказывает, что в годы учебы был уверен, что навсегда останется в науке, но все, как водится, изменил случай – он попал в лагерь для одаренных детей, где познакомился и поработал со школьниками. Наука в его жизни ушла на второй план, превратившись в своего рода хобби.

И тем не менее спрашиваю, о чем же его диссертация с интригующим названием «Операторы свертки с осциллирующими ядрами или символами в пространствах Харди – Лебега и пространствах гельдеровских функций».

– Она об очень теоретических объектах, – охотно рассказывает Михаил, – мы работаем на перспективу, в том числе на отдаленное будущее. Некоторые объекты, которые я изучал, еще не имеют практического применения, но я уверен, что эти исследования через каких-нибудь сто – двести лет окажутся очень нужными и даже незаменимыми в самых разных областях, в том числе в медицине, физике, биологии.

Кстати, уже после защиты диссертации Михаил окончил свою третью (!) по счету магистратуру – на этот раз в Академии психологии и педагогики ЮФУ, получив диплом магистра по направлению «Педагогическое образование».

В плену у бессонницы (verbatim)

«На конкурс я ехал с одной мыслью: надо бы войти в «пятнашку». И как бы на этом программа максимум заканчивается. Со мной была сопровождающая Анна Борисовна Эрдель, призер конкурса 2019 года. Именно она уже в Волгограде настроила меня на то, чтобы войти в пятерку финалистов, а потом уже и побороться за первое место.

Знаете, почему в ходе испытания «Мастер-класс» в моей презентации был использован логотип «Учительской газеты»? Сейчас расскажу! Когда было принято решение ехать на конкурс, мне сказали, что прежде всего нужно обязательно в ней опубликоваться.
Но времени на подготовку материала катастрофически не хватало. И тогда я решил: пусть газета будет со мной хотя бы в моей презентации.

Если говорить про мое состояние во время финала конкурса, то он в физическом плане, признаюсь, он дался очень сложно. На конкурсе меня мучила жуткая бессонница, поэтому перед семинаром я не спал ночь, но смог как-то собраться с силами и провести его.

Дальше – больше. Перед уроком я уже не спал трое суток, и, конечно, для меня даже стоять ровно было проблемой…

В ходе конкурсного испытания «Пресс-конференция» было проще, я в принципе не видел себя победителем и, как вы помните, даже не давал развернутых ответов на вопросы модератора. Просто был рад, что вошел в пятерку лауреатов, ведь раньше представители частных образовательных учреждений никогда не проходили в конкурсе так далеко.

В один из вечеров я уже начал собираться домой, и тут звонок с информацией о том, что к нам едет министр образования Ростовской области Лариса Балина. Именно тогда я понял, что мы еще поборемся.

А когда мою фамилию объявили в качестве победителя – это был просто шок, ведь среди конкурсантов у меня даже были свои фавориты, за которых я переживал. На сцене я почувствовал всю тяжесть Хрустального пеликана, причем не только физическую, но и моральную».

На улице Пушкина

Улица Пушкина – по-европейски уютный тихий сквер, расположенный параллельно пестрой, шумной и многополосной Большой Садовой. В одной из интернет-энциклопедий справедливо отмечают, что «особый колорит Пушкинской создают выразительная архитектурная пластика сохранившихся старинных фасадов, уютные маленькие кофейни и магазинчики, тенистые аллеи и уютные скамейки, стелющаяся густым ковром среди пешеходных дорожек зелень».

Именно здесь, в старинном особняке из красного кирпича, и расположился Лицей классического элитарного образования – ведущая частная образовательная организация региона, отныне известная всей стране.

Название лицея, к слову, привлекло внимание и главы государства Владимира Путина в ходе традиционной встречи с лауреатами конкурса.

«Меня все время смущают такие слова – «элитный», «элитарный». Почему нельзя просто: лицей, скажем, классического образования?» – в частности, сказал президент.

По словам Михаила Николаевича, дискуссия по вопросу переименования велась, но они с коллегами обращают внимание на то, что далее глава государства отметил и высокие результаты лицея.

Лицеисты в красивой форме синего цвета с интересом поглядывают на Михаила Николаевича. Придерживают дверь и лишь цокают друг другу: «Он работает!»

Небольшие классы со своей атмосферой, часть из которых расположена на мансардном этаже, создают ощущение клубности – той, что присуща, например, английским школам с многовековой историей. При первом же знакомстве со школой сюда хочется отдать своих детей, ну или даже отмотать время вспять и сесть за парту.

Учащиеся восприняли победу Гурова как свою. По его словам, они постоянно ему писали и всячески поддерживали. Конечно, общими усилиями была организована и грандиозная встреча.

– Это была и их победа, – признается он. – Ведь учитель просто немыслим без своих учеников.

Прямо из класса Михаил Николаевич нередко выходит на связь с различными форумами и конференциями.

– Я ездил меньше, чем мои коллеги предыдущих лет, – говорит он. – Но в совокупности, думаю, поучаствовал в большем количестве событий, ведь в дистанционном формате я порой могу поучаствовать сразу в двух-трех мероприятиях в день. С другой стороны, конечно, я меньше посмотрел страну, но, надеюсь, успею наверстать.

Говоря о преемственности поколений в педагогике, Гуров вспоминает педагога-новатора Виктора Шаталова. Михаил убежден, что последний заслуживает даже памятника.

– На мой взгляд, то, о чем говорил Шаталов, – это то, чем я занимаюсь сейчас, – говорит он. – Существует стереотип, что математики занимаются числами и вычислениями, а на самом деле – структурами. Очень важны слои, когда надстраиваешь, формируя логический скелет. Это то, что помогает избежать зубрежки. Тригонометрия, например, считается очень сложным разделом математики, я не знаю каких-то формул, но, если вы дадите мне бумажку, я через минуту смогу получить любую формулу.
«Метод Гурова», по словам нашего героя, пока не оформлен, и, к слову, он не видит в нем ничего нового.

«Просто можно рассмотреть любую науку, как слоеный пирог. Виктор Шаталов увязывал различные темы или приемы с каким-то опорным сигналом, я тоже так делаю на своих уроках, но это не мое изобретение. Нужно отдать ему должное».

Вперед и вверх?

Вместе с победой в конкурсе на Михаила Гурова обрушилась не только слава, но и новые возможности. Так, министр просвещения России Сергей Кравцов возобновил ненадолго прерванную традицию и назначил его своим советником на общественных началах.

По словам Михаила, это взаимодействие, как и деятельность рабочей группы комиссии Государственного совета, в которую он также был включен, вполне продуктивны. Что его по-настоящему удивило, так это то, что на самом верху государственного управления образованием интересно мнение учителя. Так, Михаил Николаевич не только высказывается по тем или иным вопросам повестки заседаний, но и откликается на запросы дать обратную связь относительно проектов тех или иных решений.

– Я был ошеломлен, когда, например, вице-премьер России Татьяна Голикова попросила меня прокомментировать обсуждаемые темы, – в частности, делится Гуров и продолжает. – К слову, она не скрывала своего недовольства, когда участники заседания говорили, что все хорошо и ничего менять не надо, и, напротив, была благодарна тем, кто позволял себе критиковать и предлагать решения проблем.

Михаилу Гурову и повезло, и не повезло одновременно. С одной стороны, из-за переноса сроков проведения финала «Учителя года России»-2020 вместо года у него всего восемь месяцев в статусе действующего чемпиона, а многие масштабные педагогические мероприятия либо отменены, либо проходят в онлайн-формате, с другой – год для страны электоральный.

О последнем напоминают и баннеры, развешанные по Ростову-на-Дону, как, в общем, наверное, и по любому другому крупному населенному пункту. У плаката с призывом голосовать на праймериз «Единой России» спрашиваю об уже широко анонсированном решении Гурова выдвинуть свою кандидатуру.

Михаил подчеркивает, что на данный момент его в собственной карьере все устраивает, но при этом было бы интересно проявить себя и в законотворческой деятельности. Кстати, в случае если все получится и впоследствии он станет депутатом Государственной Думы, преподавание бросать не планирует.

– Это наряду с научной и иной творческой деятельностью то, чем разрешено заниматься депутатам Госдумы, – с улыбкой отмечает он.

В своем ролике на сайте предварительного голосования «Единой России» Михаил Гуров среди прочего говорит о необходимости законодательного закрепления статуса учителя для защиты в конфликтных ситуациях.

– Учитель должен быть защищен не хуже, чем врач или полицейский, – поясняет он, – потому что именно учитель несет ответственность за формирование будущего нашей страны.

P.S. Когда мы уже прощались, попросили Михаила Николаевича сформулировать секрет успеха для участников конкурса будущих сезонов. Практически не задумываясь, он сказал о том, что нужно быть собой и никого не слушать: «Я понял, что конкурс ищет самобытных, что называется, идейных учителей, которые занимаются своим делом и рассматривают конкурс не как своего рода трамплин, а как возможность поделиться собственным опытом и перенять опыт коллег».

Арслан ХАСАВОВ, Дарья КРЮЧКОВА, Ростов-на-Дону – Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt