Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Программа факультативного курса “Компьютер как средство развития высших психических функций, личностного роста и резервных способностей у учащихся с нарушением интеллекта”.

Дата: 18 декабря 2012, 11:18
Автор:

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку.

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники выдвигает перед нами требования обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса.

Рассматривая информационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различных академических контекстах мультимидийные продукты и услуги Интернета могут использоваться для выработки созидательных навыков и развития критического мышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования во всех предметных областях. Разумеется, информационные технологии не способны избавить  аномального ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание того, что ему становятся доступны неведомые знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, даёт ему веру в свои силы.

Использование информационных технологий является одним из методов обучения учащихся коррекционной школы, при применении которых реализуется построение «обходных путей» обучения, использование специфических программных средств обучения, не требующихся в образовании нормально развивающегося ребенка.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения имеются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии.

Как правило, в коррекционной школе готовят учащихся к реальной  действительности: обучение чтению, счёту, письму, выработка чувства уверенности в себе, формирование навыков общения, выполнение работы на дому, приготовление пищи, умение делать покупки и т. д.  Формированию этих умений может помочь компьютер. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели, то едва ли это использование приведёт учащихся к ожидаемому результату, скорее породит непредсказуемые и непредвиденные эффекты.

Педагогическая система коррекционной школы направлена на обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными умственными возможностями, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Дидактические основы обучения, общая методика урока, основы организации учебной работы в школе – всё это используется в коррекционной педагогике так же, как и в общей педагогике. Однако общепедагогические принципы коррекционная педагогика рассматривает как исходные для её особой  задачи – коррекции развития ребёнка с ограниченными возможностями. К специальным принципам педагогики относятся принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.

В специальной коррекционной школе изучение компьютера приобретает большую ценность, в связи с этим используются новые приёмы и  методы коррекционно-развивающего обучения, у учащихся появится возможность реализовать себя в самостоятельной продуктивной деятельности. Таким  образом, мною сделана попытка объединить два направления:  психологическое  развитие  учащихся  и  обучение навыкам  работы  на  компьютере.

Цель и задачи программы

Цель. Повышение социальной компетентности учащихся МС(К)ОУ VIII вида посредством использования методических приёмов работы на компьютере.

Для реализации  цели  предполагается решение трёх групп основных задач:

– обучающие (теоретические) – знакомство учащихся с простейшими основами работы на компьютере для повышения мотивации к учебно-трудовой деятельности; обучение применению компьютерных технологий в различных жизненных ситуациях для дальнейшего социального развития и совершенствования адаптационных возможностей;

– коррекционно-развивающие – развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения, зрительного восприятия), мелкой моторики, познавательной деятельности; формирование  самоконтроля и умения планировать свою деятельность на основе ИКТ;

– воспитательные – подготовка школьников  к практической деятельности в компьютерном мире; создание ситуации успеха, развитие положительного отношения к своей работе и учёбе; формирование учебной и трудовой мотивации, уверенности в себе; отработка навыков культурного общения со сверстниками.

В зависимости от цели и задач курса занятий выстраиваются: календарно-тематический план; последовательность прохождения разделов программы; количество часов на каждый из них; определяются формы работы на занятии и их соотношение; осуществляется подбор учеников в группы. Допускается наличие нескольких планов (2-3) на один класс, основанных на разных разделах программы или их совокупности. При этом учитываются темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, трудовое обучение, изобразительная деятельность) и соответственно подбираются методические приёмы работы с учащимися для индивидуальной коррекции.

Условия проведения

Программа занятий рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия проводятся в компьютерном классе и являются малогрупповой, специфической формой организации учебной деятельности. В начале года педагог-психолог формирует группы с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую половину, так и во вторую половину дня. На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 30-45 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Количество индивидуальных и  подгрупповых занятий, их соотношение определяет педагог-психолог, исходя из потребностей детей в каждом классе.

Этапы действия программы

–  подготовительный – 5 класс;

–  начальная подготовка – 6-7 классы;

–  основная подготовка – 8-9 классы.

Содержание программы

Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Факультативный курс следует концентрическому принципу в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для учащихся  с проблемой в обучении даёт возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Учебный процесс в ходе теоретической подготовки включает три базовых фазы: приобретение новых знаний, закрепление полученных знаний и их контроль. Один из приемов компьютерной дидактики, применяемый для закрепления знаний – использование игровых методов обучения.

На занятиях учащиеся осваивают работу на компьютере, получают первичную информацию, правила работы и поведения при общении с компьютером, работают по карточкам, выполняют развивающие задания, приобретают навыки использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре, используют на занятиях упражнения с игровыми программами  развития ВПФ, моторики пальцев.

Коррекционные занятия обеспечивают не только усвоение определённых знаний, умений и навыков, но также формирование приёмов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся. Занятия делятся на две части. В первой части учащиеся приобретают знания, умения и навыки работе на компьютере, во второй осваивают коррекционно-развивающие игры и программы.

В процессе работы по данной программе решается задача формирования межпредметных связей, которая обеспечивает в сочетании с коррекционно-развивающими приёмами успешное продвижение в обучении каждого ребёнка и способствует развитию его познавательной деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание учащихся на занятиях через обучение, игру, музыку, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно работе на компьютере, что вызывает у подростков положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Структура программы коррекционных занятий по развитию компьютерной  грамотности  у учащихся  включает в себя следующие разделы:

1.      Основы работы на компьютере.

2.      Текстовые процессоры.

3.      Компьютерная графика.

Раздел «Основы работы на компьютере» решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером. Учащиеся знакомятся с играми, тренажёрами.

Раздел «Работа с текстовыми процессорами» предполагает набор и редактирование текста, знакомство с правилами набора текста, со строкой меню, ввод и редактирование текста в блокноте, Word, копирование и вставка текста, печатание и перестановка текста,  знакомство с калькулятором, выполнение арифметических действий на калькуляторе. Работа с текстовым редактором для развития навыков чтения. Использование развивающих компьютерных программ, игр разгадывание ребусов, кроссвордов,  развитие словаря. Знакомство и работа в программах: Блокнот, Word. Составление таблиц.

Раздел «Компьютерная графика» знакомство, формирование и отработка навыков работы с графическим редактором, с инструментами рисования, создание компьютерного рисунка, настройка инструментов, редактирование компьютерного рисунка, сборка рисунка из деталей, как открыть сохранённый рисунок на диске, знакомство с пикселем, пиктограммой, алгоритмами, действия с фрагментом рисунка. Конструирование из мозаики, кубиков, моделирование окружающего мира. Знакомство  с графическим редактором Paint.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение знаний от пятого к девятому классу. Курс составлен таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на доступном для учащихся уровне.

Для проведения коррекционной работы используются специальные развивающие программы и игры.

1.                  Развивающие программы «Несерьёзные уроки»: («Учим буквы и цифры», «Учимся считать, учимся анализировать, учимся мыслить – 1», «Учимся мыслить – 2», «Учимся рисовать», «Учимся думать»).

2.                  «Антошка – чудеса науки».

3.                  «Антошка в сказочной стране».

4.                  «Весёлые книжки Антошки».

5.                  «Пойди туда не знаю куда» (десять игр на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения).

6.                  «Баба-Яга учится читать».

7.                  «Считай и побеждай».

8.                  Увлекательная программа – тренажёр для детей «Информатика».

9.                  Математика и конструирование.

10.              Раскраски.

11.              «Вундеркиндия».

12.              Математические игры.

13.              «Рисуем, учимся, играем».

14.              «Гав! Два! Три!» – образовательная программа.

15.              Информатика 5-7 классы.

16.              «Мир информатики» 1 и 2 год обучения.

17.              «Мир информатики» 3 и 4 год обучения.

18.              Развивающие игры: «Искатель в школе».

«Искатель – фантазёр»,

«Искатель в доме приключений».

«Искатель сокровищ».

«Тим и Тома в старом замке».

«Мишка в космосе» («Вилли в космосе», «Приключение Тедди», «Озеро Дино», «НЛО Сокобан»).

«Приключения в стране чисел».

Природа, человек, общество.

Лего.

Загадки.

19.              «Гарфилд – второклассникам»: грамматика и письмо.

20.              Релаксационные композиции.

21.              Программа «Babytype». Клавиатурный тренажер.

22.              Программа «KLAWA».

23.              Тренажёр «Работа с мышью».

24.               Клавиатурный тренажёр HALLO.

Формы и методы программы

При организации занятий приоритетными формами работы с учащимися являются индивидуальные и групповые. Обязательно проводятся упражнения по профилактике и коррекции зрительных нарушений, психогимнастика, физминутки.

В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

–  словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа);

–  наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

–  практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

–  игровые методы (коррекционно-развивающие  игры).

Спектр методических приёмов достаточно широк (соедини части слов; вставь подходящие слова, предлоги; расшифруй слова, предложения; зашифруй слова, предложения; найди подходящие прилагательные, глаголы; найди лишнее слово; нарисуй так же; выбери главное; раздели правильно; напиши наоборот; запомни и нарисуй; составь слово, предложение; укрась слово; подбери пару; раскрась правильно и т. д.) и подбирается в зависимости от целей и задач конкретного занятия.

Формы контроля

Тесты.

Практические задания.

Творческие задания.

Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях у учащихся:

–  повысится уровень развития высших психических функций (памяти, внимания,     мышления, зрительного восприятия, воображения);

–   расширятся познавательные возможности и интересы;

–  повысится уверенность в себе, ответственность к порученному делу, учебная и         трудовая мотивация.

Учащиеся научатся:

–   применять полученные знания в жизненных ситуациях;

–   планировать учебную и трудовую деятельность;

–   использовать новые  формы общения;

–   владеть простейшими знаниями о компьютере;

–  работать с информацией (набор, редактирование текста, составление таблиц,     составление схем, рисование).

Отслеживание ожидаемых результатов осуществляется с помощью диагностических методик:

Зрительная произвольная память.

Слуховая память.

Методика «Повторение цифр»

Методика Тулуз-Пьерона.

Методика исследования мыслительных операций.

Диагностика уровня сформированности понятийного мышления.

Методика изучения социально-ситуативной тревожности.

Методика исследования самооценки.

Анкета для изучения мотивации учения.

Анкета для изучения социально-психологической адаптации учащихся.

В программе использованы материалы.

– Программа курса «Основы компьютерной грамотности»  для 4-9 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида г. Томск-2002г.,  И.В. Пахорукова.

– О.Б. Воронкова «Информатика. Методическая копилка для преподавателя».

– Л. Босова, А. Босова «Уроки информатики в 5-6 классах» массовой школы.

– О.Б. Кремер «Опыт создания компьютерных программ в коррекционной школе».

– Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. «Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе» г. Воронеж.

– Информатика. Учебник 5-6 классов под ред. Н.В. Макаровой, Киев, Харьков, Минск.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №7 – 2004. – М.: Образование и Информатика, 2004.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №8 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4 – 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8- 2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

– Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 4 – 2008. – М.: Образование и Информатика, 2008.

– Информатика в школе. №4-2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.

Светлана Щулькина, педагог-психолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII  вида города Кизела Пермского края, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

В прикрепленных файлах: тематический план для 5 и 6 классов, контрольные задания в 1 четверти, диагностические методики, динамика развития за 2010-11 учебный год.

Презентацию к программе можно скачать здесь.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt