Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Профсоюзный вопрос. Мы учимся слушать и слышать друг друга

УГ - Москва, №49 от 4 декабря 2018. Читать номер
Автор:

​29 ноября в столичном Департаменте образования прошла пресс-конференция на тему «Есть ли будущее у профсоюза?». Почти шекспировский вопрос – «Быть или не быть?» – обсуждали яркие представители профсоюзного движения в образовательной среде.

Участниками пресс-конфе­ренции стали люди, которые смотрят на профсоюз по-разному в силу объективных причин – должности, возраста и т. д. Тем не менее в их выступлениях угадывался общий посыл: у профсоюза есть будущее, если…Когда после утверждения стоят союзы «но» или «если», это означает, что впереди ожидаются столкновение с трудностями и их преодоление. Однако именно желание организации работать над собой и в диалоге с другими, готовность решать проблемы своих членов и прислушиваться к их потребностям – главное условие ее существования.Эта готовность является движущей силой в том числе для такой крупной организации, как Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования.Найти балансОткрыв своим выступлением пресс-конференцию, председатель МГО Профсоюза образования Марина Иванова обозначила, какие проблемы московских учителей на сегодняшний день уже разрешены. Так, за последние годы профессия педагога вновь стала престижной, в частности, благодаря существенному росту заработной платы.- В 2005 году средняя зарплата по Москве составляла 12693 рубля, средняя зарплата педагога в школе – 6176 рублей. А сейчас мы опережаем среднюю зарплату в экономике на 30%, – отметила Марина Иванова. – Московские учителя это оценили: более 84% сказали, что считают себя представителями среднего класса. Более 90% ходят на работу с радостью.В то же время рост зарплаты повлек за собой изменение требований к педагогу: возросла нагрузка, которая на него ложится. Определение «учитель-предметник» уходит в прошлое, ведь современный педагог выполняет также ряд дополнительных функций – занимается внеурочной деятельностью, поддерживает связь с родителями учеников.- Встает вопрос: что выбрать – качество жизни (наличие свободного времени) или высокий уровень зарплаты? Мне кажется, главная задача, которая сейчас стоит перед руководителями, перед профсоюзом, состоит в том, чтобы определить, сколько в каждой школе должно быть педагогов, как распределить среди них нагрузку, чтобы зарплата оставалась высокой, но все-таки давала возможность иметь личное время, – пояснила председатель МГО Профсоюза образования.Еще одна проблема, на которой остановилась Марина Иванова, – это нарушения трудовых прав педагогов. Недавний опрос МГО профсоюза, который так и назывался – «Приходилось ли вам отстаивать свои трудовые права?», показал, что более половины опрошенных сталкивались с подобной ситуацией. К счастью, в большинстве случаев респондентам удавалось полностью или частично решить свой вопрос, в том числе с поддержкой профсоюза.О том, что нарушения трудовых прав педагогов имеют место, говорят и результаты профсоюзных проверок. Например, одна из них выявила, что в части детских садов не соблюдаются нормы рабочего времени для воспитателей, которые работают с детьми с ОВЗ, им не устанавливается удлиненный отпуск и т. д.- Все это проблемы, которые должны решаться внутри школы. А это значит, что в каждой школе должен быть не только сильный руководитель, но и сильный руководитель первичной профсоюзной организации, – заключила Марина Иванова.Иными словами, в школе должно быть выстроено социальное партнерство, которое дает учителям возможность быть соуправителями в своем учреждении. Базу для соцпартнерства дает городское соглашение между Департаментом образования города Москвы и МГО Профсоюза образования.Установить диалогНа первый взгляд кажется, что потребность в диалоге в первую очередь испытывают педагоги и первички, которые их представляют. Однако директор школы №2083 Татьяна Наумкина, которая тоже участвовала в пресс-конференции, доказала обратное. Эта потребность обоюдная.По словам Татьяны Владимировны, во время реорганизации, когда школа стала комплексом из нескольких учреждений и коллективом из нескольких сотен работников, первичка помогла превратить списочный состав новой образовательной организации в сплоченную команду, работающую над едиными целями.- У профсоюзной организации в школе нет будущего, если она маленькая, карманная, если она только обещает, но не делает, если она думает, что должна заниматься только развлечением сотрудников. В нашей школе профсоюзная организация другая, и я с большим удовольствием выстраиваю с ней отношения, – подчеркнула Наумкина.Как заметила еще один спикер, председатель первичной профсоюзной организации школы №534 Светлана Бирюкова, профсоюз решает важную задачу проживания опыта «мы», а не «я».Но быть социальными партнерами не значит все время соглашаться друг с другом.- Главное – быть услышанными. Мы обсуждаем, учимся слушать и слышать друг друга, договариваться. Если возникает спорная ситуация, садимся за стол переговоров и приходим к общему знаменателю, – уточнила председатель первичной профсоюзной организации школы №1554 Юлия Типикина.Ориентироваться на всехНо был ли кто-то, кто ответил на главный вопрос пресс-конференции – «Есть ли будущее у профсоюза?» – отрицательно? Этим «антагонистом» стал учитель школы №2098, член президиума Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования Артур Мангасаров.Впрочем, он тут же пояснил: «У профсоюза нет будущего… Так думают только те, кто живет стереотипом о том, что профсоюз – это организация, которая занимается лишь выдачей билетов в театр». При этом многие молодые педагоги уже открыли для себя профсоюз с совершенно другой стороны.- Для нас это уникальная площадка для развития, – отметил Мангасаров. – Это творческие, интеллектуальные и досуговые мероприятия, на которых формируется креативный потенциал молодого педагога. Это спортивные и здоровьесберегающие мероприятия. Это, конечно, курсы повышения квалификации, конкурсы, организованные совместно с Департаментом образования и Городским методическим центром, которые позволяют расширить свои компетенции в области преподавания и, конечно же, в области организации работы с коллективом…Тем временем журналистов, которые присутствовали на пресс-конференции, интересовало, ориентирован ли профсоюз и на старшее поколение.- Любой работник, уходящий на пенсию, может сохранить свое членство в профсоюзе, для этого у нас есть специальные членские ветеранские организации, он может остаться и у себя в школе на учете и пользоваться теми нормативно приданными условиями поддержки, которые есть в организации, – разъяснила председатель МГО Профсоюза образования Марина Иванова. – Кстати, в 2017 году на Отраслевой городской комиссии при поддержке руководителя Департамента образования мы приняли рекомендации и примерные положения по мерам социальной поддержки как для педагогов, работающих в школах в настоящее время, так и для ветеранов, которые работали в них ранее.Также Марина Алексеевна отметила, что заданный вопрос получился очень актуальным, ведь на следующий день должно было состояться подписание соглашений с Московским городским Домом учителя и городским Советом ветеранов педагогического труда, которые будут регламентировать порядок совместной работы с молодыми специалистами и ветеранами.

Пресс-конференция длилась целый час, однако заинтересованности гостей и выступавших, казалось, хватало на то, чтобы продлить ее сверх регламента еще как минимум на столько же. Тем не менее ответ о будущем профсоюза уже был дан. Будущее есть.

Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела МГО профсоюза


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту