search
Топ 10

Профсоюз готовит молодежь к жизни в современных условиях. Галина МЕРКУЛОВА

Встреч с руководителями студенты всегда ждут особо, ведь они позволяют напрямую задать волнующие вопросы, получить ответы, сверить курс своей работы с общими задачами профсоюза. В рамках Всероссийского конкурса «Студенческий лидер-2007» молодые люди встретились с председателем профсоюза Галиной МЕРКУЛОВОЙ и заместителем руководителя Федерального агентства по образованию Александром КАЗЕНОВЫМ. В разговоре принял участие начальник отдела образования аппарата Правительства РФ Геннадий ВАСИН.

Мы рады, что каждый год Всероссийский конкурс «Студенческий лидер» становится все более популярным. Мы вместе делаем очень хорошее дело. Но студенты не всегда в полной мере осознают, что такое наш профсоюз. А это самая крупная в мире профсоюзная организация, после нас идет Американская национальная Федерация образования, все остальные – малочисленные. Часто говорят, что в других странах студенты не входят в профессиональные союзы. Это неправда. Например, Американская НФО и Финский профсоюз образования объединяют и студентов. Но обычно профсоюзы преследуют при этом свои корпоративные интересы – готовить тех, кто затем пополнит их ряды, обеспечит воспроизводство. Мы же выходим далеко за рамки этой функции. В нашем профсоюзе состоят студенты разных вузов России, независимо от того, педагогические они или нет. То есть мы не ограничиваемся своими интересами. Это происходит потому, что профсоюз работает и для общества в целом – мы готовим молодежь к жизни в современных условиях. Один из моментов этой подготовки – Всероссийский конкурс «Студенческий лидер». Известно, что в рамках конкурса профсоюзные лидеры повышают свою квалификацию, слушают лекции, обсуждают очень важные вопросы, касающиеся и внутрисоюзной деятельности, и тех внешних процессов, которые происходят в стране. Студенты должны осознавать всю весомость нашего профсоюза, ведь мы – крупнейшая организация, входящая в Интернационал образования, объединяющий 161 страну мира. Поэтому каждый из студентов, состоящих в профсоюзе, еще и участник международного профсоюзного движения.

Что касается партнерских отношений профсоюза с Рособразованием, то хочу отметить: Федеральное агентство очень хорошо понимает, как важно социальное партнерство. В последние годы у Агентства необычайно расширился круг обязанностей и функций в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», тем не менее, Григорий Артемович Балыхин уделял серьезное внимание работе с профсоюзом, Студенческим координационным советом. Мы прекрасно понимаем, что даже при хорошо выстроенной системе социального партнерства не все и всегда зависит от заключенных соглашений. Многое зависит еще и от личной позиции руководителя.

В свое время был принят 122-й закон о разграничении полномочий, и сегодня нам говорят, что теперь регионам разрешено многое, что они многое могут. Но практически нигде и ничто по закону не оформляется. Если проводится эксперимент, нигде не написано, что это эксперимент, а потому начинают происходить вещи, которые вступают в противоречие с федеральным законодательством. Мы, как профсоюз, выполняющий функции общественного адвоката, направляем информацию о фактах, которые нас тревожат, в прокуратуру, во властные органы. Однако власти и органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, не всегда обращают внимание на нарушения федеральных законов. Только мы, по сути дела, делаем оценку ситуации с заключением о том, как эти нарушения отразятся в самом ближайшем будущем на самих работниках системы образования и руководителях образовательных учреждений. Это проблема, которая очень беспокоит профсоюз.

Мы выступали и выступаем за создание Министерства труда, потому что нужен главный орган, который должен быть арбитром в решении всех трудовых споров, проблем трудового законодательства и социального партнерства. Сегодня все вопросы решает отдельный департамент в составе Министерства здравоохранения и социального развития, который не играет существенной роли. В реализации национального проекта «Здравоохранение» столько проблем, что заниматься трудовым правом, трудовыми взаимоотношениями просто некому. Поменять министров можно, но если не изменить ситуацию, не изменить структуру, это вряд ли приведет к существенным и ожидаемым результатам.

Наше Министерство образования и науки РФ, при всем глубоком уважении к нему, в условиях объединения науки и просвещения, в условиях существования огромного научно-образовательного конгломерата не может управлять всем – это чрезвычайно сложно. Для того чтобы интегрировать вузовскую и академическую науку, на мой взгляд, совсем не обязательно создавать такой огромный управленческий орган, как общее министерство. Многое можно было бы делать в рамках межотраслевых программ. К сожалению, существенной структурной перестройки в новом правительстве так и не произошло. Это мое мнение, которое я откровенно высказываю.

Мы многое предлагаем, стараемся предупредить негативные последствия некоторых принимаемых решений, но очень часто нас не хотят слышать. Я понимаю, что федеральный уровень власти хочет заставить губернаторов нести ответственность за все те полномочия, которые им переданы. И губернаторы действительно стали больше заботиться об образовании, о решении других важных проблем. Но есть вещи, которыми они еще не готовы заниматься, хотя им, например, отдали на откуп разработку региональных систем оплаты труда, на них возложили огромный труд по составлению отчетов о выполнении нацпроекта «Образование». Когда нацпроекты только начинались, руководители нескольких профсоюзов, и я в том числе, встречались с Президентом РФ, и тогда Владимир Владимирович Путин беспокоился о том, как будут использованы средства на их реализацию. Выделяя огромные деньги инновационным вузам, наверное, нужно было думать и о том, как они сумеют их реализовать. На мой взгляд, высшие учебные заведения пока к этому не готовы. Надо, наверное, радоваться, что столько средств направлено на развитие, но сколько за рамками этих проектов социальных аутсайдеров! Студентам стипендию проиндексируют на 50%, а о работниках дошкольных учреждений забывают. Государство говорит, что молодые семьи должны больше рожать, но у нас в стране проблема с детскими садами. Начинают строить новые здания, но кто при такой зарплате будет в них работать?! Семьи приведут детей, но кто их будет встречать, если зарплаты «дошкольников» такие же, как студенческие стипендии? Мы об этом говорим постоянно, но на наши слова федеральные власти не реагируют, поскольку дошкольное образование находится в ведении муниципалитетов. Есть, конечно, муниципалитеты, которые могут строить новые детские сады, принимать программы развития дошкольного образования, вводить доплаты воспитателям, но сколько таких, у кого подобных возможностей нет! А дети-то есть везде, гарантии всем по дошкольному образованию обещали одинаковые! Студенты тоже обо всем этом должны знать, потому что это общие проблемы нашего профсоюза. Проблем много – начиная с Болонского процесса и заканчивая социальными стандартами, которых у нас пока нет. Но все эти проблемы мы можем решить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту