История ремесел
И колокольчик, дар Валдая…
Кто не слышал о валдайских колокольчиках? Сначала о них, а потом и их голоса – высокий, низкий, звонкий, протяжный?.. Помню свое знакомство с одним из таких голосов – летним днем в Новгороде, когда плач крошечного колокольчика сливался с басом огромного колокола с одного из кремлевских храмов. До Валдая – маленького городка на большом озере – было недалеко, и по расстоянию, и по количеству лет, спустя которые я туда приеду, но тогда мне было о том неведомо.
Нынешним летом мы жили в Липском – тверской деревеньке в двух часах езды от Валдая. Впрочем, попасть в Валдай было не так просто. Пришлось встать затемно и уже в пять утра выйти из дома. Светало, накрапывал дождик. Дорогу развезло, и поэтому привычные шесть километров до станции мы с трудом одолели за полтора часа. Но назад не повернули – звон валдайских колокольчиков словно звал нас издалека. К тому же недавно мы узнали, что три года назад открылся в Валдае Музей колоколов, единственный в России.
На станции Заключье не было ни души – “даль да две рельсы синие”. Мимо нас прогрохотал товарняк, пронеслись на Москву и Петербург последние ночные поезда. Острое чувство России в ее сизом тумане в рассветный час пронзило меня. Потом мы доехали первой электричкой до Бологого, где сразу же пересели на пригородный поезд, идущий на Валдай. Через час с небольшим июльский ливень встречал нас на перроне уже на новгородской земле.
Итак, в Валдай мы приехали поездом. А когда-то людей привозили сюда лихие тройки, и на каждой звенел-заливался ямщицкий колокольчик. Не случайно родились поэтические строчки: “И колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой…” Эти строки я прочитала в музее на “юбке” одного колокольчика вот в таком виде: “Колокол дар Валдая звени уныла потдугой”. А вообще колокольчики были пожарные, сувенирные, театральные, корабельные, настольные, железнодорожные. Наддверные, которые были оберегами, защищающими дом от нечисти. Свадебные. Каждый валдайский жених дарил невесте колокольчик, иначе матери не отдавали их замуж. Колокольный звон обещал счастье, и так же, как и наддверный, свадебный колокольчик служил оберегом. Хранили его на почетном месте.
Как же возник колокольный промысел? Первое упоминание о колоколах на Руси найдено в III Новгородской летописи в 1066 году. Древнейший из сохранившихся колоколов (начало XII века), по преданию, привезен в новгородский Антониев монастырь основателем его из Рима. Первые колокола, появившиеся на Руси, относятся к типу очепных, качающихся. Они покупались в Европе или отливались на месте иностранными мастерами. Сохранились некоторые имена – Борис Римлянин, Николай Ненчин, Петр Фрязин…
Одновременно с колоколами в церковном обиходе использовались традиционные каменные, железные и деревянные била. Среди колокольчиков русской работы наиболее древние – произведения псковских литейщиков XVI века: Михаила и Тимофея Андреевых, Матвея и Кузьмы Михайловых, Кузьмы Васильева, Логина Семенова. С XVII века появился и постепенно стал единственным особый русский способ звона “в языки”. Утвердился и сам термин “колокол”. Колокола начинают воспринимать как символ мощи Русского государства. Отсюда и увеличение веса знаменитых колоколов XVII-XVIII веков: 2000-пудовый “Реут” Андрея Чохова, 8000-пудовый “Успенский” Александра Григорьева, 200-тонный “Царь-Колокол” Ивана и Михаила Моториных.
Как я выяснила, ямщицкие колокола – явление типично русское. Их производство началось во второй половине XVIII века в Валдае, расположенном на крупнейшем тракте России. По легенде, это связано с разбитым новгородским вечевым колоколом, который везли в Москву по приказу Ивана III, чтобы заставить звонить, как все другие. Колокол не доехал до Москвы – он не хотел уезжать со своей земли и разбился на Валдае на мелкие колокольчики.
Колокола считались существами живыми. Поэтому их и наказывали, как живых, лишали собственной воли. Известен случай с угличским колоколом. Он первым возвестил о гибели царевича Дмитрия 15 мая 1591 года и был бит плетьми, лишен языка и сослан в Сибирь. Вернулся колокол из ссылки лишь в 1892 году, и теперь он почетный экспонат знаменитой угличской церкви Димитрия “на крови”. Голос, как и прежде, у него прекрасный.
Первое упоминание о Валдае относится к 1495 году. По легенде, первым жителем здешних мест был кузнец Валда. Здесь традиционно умели работать с металлом, так как большая часть населения занималась извозом по московско-петербургской трассе, а на дороге всегда требовались всякие починки. Сначала колокола отливали без надписей из низкосортной зеленоватой меди. Мастер Александр Григорьев уже в 17 лет стал мастером, тогда как обычно это звание давали после двадцати лет ученичества. По легенде, сначала колокола производили монахи, повторяя форму лесного колокольчика. Еще говорили, что валдайские мастера выходили на берег озера, где девки пели мелодии. И поэтому форма колокола повторяла силуэты красавиц, а голоса – их голоса. Для изготовления колокола требовались вдохновение, особый секрет. Иногда их делали из глины, замешенной на валдайской воде, или из материала, привезенного с Урала. А еще были деревянные, берестяные, кожаные…
С 1802 года на колоколах появляются надписи: “Дар Валдая”, “Кого люблю -тому дарю”, “Купи, барин, не скупись – со мной езди – веселись”, “Кто колокол купит, тот счастлив будет”. “Не гонись за рублем, а гонись за славой” – девиз валдайских мастеров.
В разные годы в Валдае работали колокольные мастерские и заводы – купчихи Пелагеи Ивановны Усачевой и позже – трех ее сыновей Николая, Алексея и Якова (в начале XX века). На их заводе отлили колокол в честь 300-летия Дома Романовых.
В России были и другие центры колокольного промысла – завод П.Финляндского в Москве, а также в Елабуге, Тюмени, Туле, Костроме, Вологде, Касимове, Гатчине, “Товарищество П.И.Оловянишникова сыновья” в Ярославле, Нижегородской губернии – в селе Пурех и ряде других деревень. Валдайский завод Н.Усачева и Г.Андреева работал до конца 20-х годов, а после церковные колокола отливать перестали. Дальнейшая судьба их известна.
А Музей колоколов действительно в России единственный. Самые древние его экспонаты – иностранные колокольчики XVII века, например шведский поминальный. Находится музей в центре городка, в бывшей путевой дворцовой церкви святой великомученицы Екатерины, построенной по проекту Н.Л.Львова. Директор музея – Галина Алексеевна Моисеева, она же и директор открывшегося недавно музея уездного города. Рассказывая нам о музее, экскурсовод Наталья Шаркова заставляла звучать самые разные колокола. Этому экскурсоводов обучали специально. Наталья бралась за тоненькие нити, и все пространство – от пола до купола – заполнялось божественным звучанием.
Девять лет назад в истории древнего промысла случилось еще одно событие – была создана Ассоциация колокольного искусства при российском Фонде культуры. Это не случайно. Интерес к колоколам огромный. Существуют десятки знатоков и коллекционеров. Многие люди, особенно связанные с миром искусства, собирают колокольчики (большая коллекция, например, была у Булата Окуджавы).
Времена изменились. На российских дорогах, которые – увы! – ненамного лучше прежних, – “волги” и “мерседесы”. Где-то по старинке ездят на телегах. Неторопливо бредут лошади. Не звенят колокольчики. И все-таки мне слышатся, особенно сейчас, зимой, их голоса.
“Однозвучно гремит колокольчик…”
А вы слышите?..
Наталья САВЕЛЬЕВА
Фото автора
Дорогие читатели!
Расскажите нам о промыслах и ремеслах вашего края, города, деревни. О народных умельцах, мастерах своего дела. Присылайте рисунки и фотографии их работ. Новая рубрика “История ремесел” будет рада вашим письмам.
Комментарии