search
main
0

Профи

Сначала я получила из Якушовки письмо. Директор ПУ-31 Костромской области Андрей Венедиктович Клиентов писал, что коллектив, который он возглавляет, нашел “восемь принципов выживания”, и училище работает теперь “бесперебойно и устойчиво, наращивая объемы и качество профессионального образования”. На фоне других писем и впечатлений от увиденного мной в поездках это письмо – единственное! – было бодрым и жизнерадостным. И мне захотелось своими глазами взглянуть на новоявленное чудо.

Училище, отметившее осенью 25-летний юбилей, находится на окраине крошечного, очень красивого города Нерехта, в поселке Якушовка, что ровно на половине пути из Ярославля в Кострому.

В училище меня ждали. Андрей Венедиктович сидел за компьютером. Сразу же повел кормить – “вы ведь с дороги! А мальчики-повара сегодня как раз борщ изучали”. Училище – пять домиков, выкрашенных веселой фисташковой краской. В одном кухонька на двух человек, бытовка и два кабинета – поварской и швейный. Пока я уплетала вкуснющий борщ, две молодые преподавательницы, Марина Сюркаева и Елена Клусова, рассказывали о своем житье-бытье. Училищем они обе очень довольны. А после обеда Андрей Венедиктович посадил меня перед собой и начал торжественно излагать те самые восемь принципов, о которых писал в письме.

“Основное наше направление – ориентация на оказание образовательных услуг главному заказчику кадров – населению, а не предприятиям, как требуют до сих пор вышестоящие организации и как это было несколько лет назад, когда предприятия успешно функционировали и в кадрах нуждались. Именно это позволяет нашему училищу выживать в обстановке полного развала экономики и краха финансовой системы.

Второй принцип выживания – многопрофильность подготовки и значительное расширение по сравнению с Государственными стандартами перечня специальностей, входящих в каждую профессию. Мы сделали учебу более привлекательной, а возможность последующего трудоустройства – гораздо реальнее. Так, например, по Госстандарту в профессию “коммерческая деятельность” входят специальности “коммерсант оптовой торговли” и “коммерсант розничной торговли”, а мы добавили специальности “продавец продовольственных товаров”, “продавец непродовольственных товаров”, “бухгалтер” и на платной основе – “пользователь персональных ЭВМ”. В профессию “автомеханик” добавили специальность “владелец частной мастерской по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей” (сколько таких мастерских в городе!) и на платной основе – “тракторист” или “электромонтер”, а в следующем году будет еще и “сварщик”. В профессию “сельский строитель”, которая откроется в будущем году, войдут три стандарта: “кровельщик”, “мастер общестроительных работ” и “водитель”. На платной основе добавляется “сварщик” или “электромонтер” на выбор.

Третий принцип нашей работы: увеличение ежегодного приема и общего контингента обучающихся.

Четвертый – отказ от сверхдорогостоящего производственного обучения, финансирование которого не ведется, в результате оно организуется на средства учащихся. В этом плане жертвой реорганизации нашего профиля стала профессия “мастер сельскохозяйственного производства” (фермер). Мы заменили ее профессией “автомеханик”, более популярной среди населения, и организовали краткосрочную (до одного года) подготовку по профессии “тракторист”. По чьей-то ошибке она совершенно незаслуженно даже не попала в перечень учебных программ и Госстандарты! К слову, об ошибках. Вы, наверно, знаете, что одна из учебных программ и одноименный Госстандарт по профессии называется “Хозяйка усадьбы”, на обучение по которой юноши не поступают только по одной причине – засмеют из-за названия (это шутка, в которой 100% правды).

Пятый. Организация обучения по договорам с ребятами и их родителями для привлечения их средств в основном на организацию производственного обучения, абсолютно, повторю, не финансируемого из бюджета.

Шестой. Значительное развитие дополнительных образовательных услуг. Практически каждый обучающийся на дневном отделении является еще и учащимся по одной или двум, реже трем дополнительным платным специальностям или профессиям, выбор которых очень широк и постоянно увеличивается. Мы учим платно по следующим профессиям и специальностям: водитель мотоцикла, водитель легкового автомобиля, парикмахер, продавец, бухгалтер, тракторист, портной, повар, мастер животноводства, пользователь персональных компьютеров, электромонтер и другим.

Седьмой принцип – жить по имеющимся средствам и не иметь долгов. Уже год назад наше фактическое штатное расписание мы сделали на 20% меньше обычного за счет в основном административно-управленческого персонала. И если суммировать все, что я сказал, в результате получается, что училище всегда вовремя выплачивает заработную плату и компенсацию на учебную литературу. Мы погасили долги по оплате коммунальных услуг (эту льготу, введенную для преподавателей сельских учебных заведений, включающую оплату освещения и отопления, наверно, все уже забыли!). Кроме того, на счету училища накоплен месячный фонд заработной платы на случай очередных катаклизмов. За счет внебюджетных средств дополнительно ввели и свои льготы: оплату проезда на работу, оплату детских садов для детей сотрудников. Практически нет текущих долгов и по всем остальным направлениям: по содержанию училища, оплате за электроэнергию… Причем текущее потребление сетевого газа училище оплачивает “живыми” деньгами, так как наш Департамент образования в течение последних лет в этом плане про училище “забыл” – проводились лишь зачеты для училищ, отапливаемых теплоэнергетическими организациями и имеющих угольные котельные. Кстати, восьмой принцип – экономия энергоресурсов. Огромную экономию (в 4-5 раз) дала установка счетчиков сетевого газа на всю систему отопления училища. Раньше без счетчиков существовали явно завышенные нормы”.

А ведь действительно все это непривычно. Тем более для такой “глубинки”. И зарплата вовремя, и все долги учителям отданы еще два года назад. Существуют премии, материальная помощь. Хорошая техника и оборудование. В прошлом году училище заработало 117 тысяч рублей. Да еще директор сам организовал и провел компьютерные курсы (в училище 18 IBM) – за год 31-е ПУ получило 30 миллионов. Компьютеры – не только профессия, но и любимое занятие Клиентова. Он закончил Рыбинский авиатехнический институт по специальности “инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры”. Пришел в училище двенадцать лет назад. “Сами зарабатываем, сами тратим, – подводит итог беседе директор. – А школы у нас на местном бюджете, который в основном идет на содержание управленческого аппарата. Мы же нормально живем, развиваемся. Сейчас, можно сказать, с опережением работаем…”

Впрочем, чему так уж особенно удивляться? Не нужно ждать помощи ни от кого, тем более сейчас, когда она весьма проблематична. Нужно думать и действовать. И не бояться работы. Тогда и принципы свои появятся, и выжить удастся.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Фото автора

157812, Костромская обл., Нерехтский район, пос. Якушовка, ПУ ? 31, тел. 7-66-05.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте