search
main
0

Профессиональное выгорание

Несколько лет назад на одном из первых семинаров, которые проводила для педагогического коллектива наш школьный психолог, произошел случай, памятный учителям до сих пор. Поднялась пожилая преподавательница, много лет проработавшая в школе, и со слезами на глазах начала благодарить психолога, восклицая: «Ах, если бы я раньше знала, что было причиной моего поступка! Мне было бы тогда легче с этим справиться!..»

Оказалось, тяжелое чувство вины у этого учителя – человека неизменно спокойного, сдержанного, тактичного – вызвал случай, когда она в порыве гнева повысила голос на хулигана-ученика во время урока. «Я все думала: какая же я плохая, что не смогла сдержать своего раздражения, выплеснула его на ребенка. Я не могла справиться с этим состоянием и не знала, к кому обратиться за помощью. Спасибо, открыли мне глаза на то, что произошло! Я проработала столько лет в школе и ничего не знала об этом…»

На семинаре речь шла о проблеме периодического профессионального выгорания. Таким термином в психологии называют депрессивные состояния, возникающие в результате переутомления у людей социально активных профессий. Мы, учителя, как раз относимся к этой категории. Психологическая усталость наступает у нас оттого, что мы по роду своих занятий каждый день общаемся с большим количеством людей и тратим на них свои эмоции. Своих учеников мы не только учим, но и жалеем, сочувствуем им, сопереживаем. У педагогов, например, может возникнуть состояние неудовлетворенности своей работой, тревоги за результаты будущих экзаменов. Накопившаяся усталость может вылиться в нервный срыв, что и произошло, видимо, с нашей пожилой учительницей.

Со времени того психологического семинара многое изменилось в нашей школе. Самое важное – учителя стали понимать, оценивать свое психологическое состояние. Осознавать, что проявление усталости, депрессии – это нормальное явление, с ним нужно работать, искать из него выходы. Этим вопросом учителя при помощи школьной психологической службы занимаются уже несколько лет. Часто нашим педагогам не хватает плановых занятий с психологом, и они просят провести дополнительные тренинги. Отдельным направлением работы, например, стали семинары по изучению психологических особенностей агрессивных и гиперактивных детей.

Наши педагоги теперь делятся с коллегами собственными способами снятия психологического напряжения. Так, учитель иностранного языка придумала замечательный и красивый прием выхода из стресса: она очень любит выращивать цветы, каждую весну сажает на школьном участке розы, гладиолусы, тюльпаны, лилии, а зимой разводит комнатные растения. Это занятие, по ее наблюдениям, успокаивает, снимает напряжение и доставляет удовольствие. Оказывается, иногда достаточно просто просмотреть журналы с фотографиями красивых цветов, чтобы улучшить настроение!

Общение с природой – прекрасный способ снятия стресса. В нашей школе, например, традиционны «вылазки» на природу всем ученическим и учительским составом. Это могут быть спортивные соревнования, лыжные походы. Неформальное общение вне школьных стен к тому же помогает наладить контакт на уроках между учителями и учениками.

Творчество – еще один выход из стресса. К праздникам наши учителя готовят вместе с учениками концертные программы, и оказывается, что среди нас много талантливых людей! Например, учитель музыки поет, как профессиональная певица, а двое преподавателей физкультуры образовали творческий дуэт: один играет на баяне, второй сочиняет песни, стихи и частушки.

Ирина ШАБАКОВА, директор Кичм-Городецкой школы, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте