Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Профессиональное выгорание педагогов: кто виноват и что делать?

УГ - Москва, №45 от 10 ноября 2015. Читать номер
Автор:

​Феномен «выгорание» исследуют в мировом сообществе более 40 лет, в отечественной психологической практике – около 20 лет, наработано множество методик по определению степени профессионального выгорания, методик профилактики и коррекции профессионального выгорания на разных стадиях. На сегодняшний день в работе с кадрами в образовательных организациях массово эти методики не используют, однако профессиональное выгорание встречается даже у молодых педагогов.

Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования, проводя в 2014 году изучение психологического здоровья педагогов в возрасте до 35 лет, использовала методику диагностики уровня профессионального выгорания В.Бойко. По итогам обработки анкет было отмечено, что даже у молодых педагогов наблюдают сложившуюся стадию профессионального выгорания. Эти результаты подтверждают и другие исследователи. Профессиональное выгорание может произойти в любое время независимо от стажа работы, а вот признаки профессионального выгорания по-разному фиксируют педагог и его окружение в разное время профессиональной деятельности. В начале своего профессионального пути педагог не замечает у себя эти признаки, для окружающих это тоже не так заметно, как в более зрелый период. По истечении пятилетнего стажа у педагогов с синдромом профессионального выгорания могут появляться ощущения, что что-то не так, они испытывают дискомфорт на рабочем месте, и это становится очевидным для окружающих. Удивительно, но при большом стаже работы педагог перестает отмечать у себя признаки профессиональной деформации, тогда как для окружающих это становится более заметно.Профессиональная деформация педагога. Когда она заметна? (См. табл. 1.) Профессиональная деятельность педагогов имеет особенности, позволяющие отнести ее к группе риска возникновения и развития синдрома выгорания. Это:    высокий динамизм;     нехватка времени;     рабочие перегрузки;     сложность возникающих педагогических ситуаций;     ролевая неопределенность, социальная оценка,     необходимость осуществления частых и интенсивных контактов;     взаимодействие с различными социальными группами.Профессии – лидеры по профессиональному выгоранию:1-е место – врачи;2-е место – учителя;3-е место – психологи. Помимо этого в настоящее время в современной системе образования происходят многоструктурные изменения: объединение образовательных организаций в крупные комплексы; введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения; введение профессионального стандарта педагога; создание открытой образовательной среды, переведение трудового договора в эффективный контракт. Следствие масштабных преобразований – интенсификация труда и повышение требований к педагогу, которые не могут не отразиться на здоровье работников системы образования.По результатам исследования МГО профсоюза, проведенного в 2013-2014 учебном году, в котором принял участие 641 столичный педагог, было выявлено, что недельная рабочая нагрузка учителя (при оплачиваемой нагрузке в среднем 24 часа в неделю) составляет 70,5 часа, что почти в два раза превышает установленный для этой категории работников режим рабочего времени. Если провести пересчет полученной фактической занятости на один рабочий день, то становится очевидной его избыточная длительность – один рабочий день длится более 11 часов (см. табл. 2).Кроме того, в проведенном исследовании было отмечено, что:    более 76% педагогов имеют ненормированный режим питания;    более 90% учителей испытывают на работе нервно-эмоциональное напряжение, причем они не могут полноценно после этого отдохнуть ночью;    четвертая часть педагогов отмечает 5-часовую продолжительность сна, еще чуть более 70% сообщают, что их сон длится от 6 до 7 часов, что для полноценного восстановления после психоэмоционального и физического напряжения сил в течение рабочего дня абсолютно недостаточно;    свыше 50% участников исследования обращаются к врачам один-два раза в полугодие или один-два раза в год, но самолечением при этом занимаются более 45% опрошенных учителей. Таким образом, постоянные перегрузки в связи с выполнением рабочих обязанностей, неравномерность питания и недостаток сна, невнимание к своему здоровью – очень серьезные проблемы современного учителя, вызванные в основном занятостью по выполнению своих профессиональных обязанностей как в рабочих аудиториях, так и в домашних условиях.Необходимо еще раз подчеркнуть, что это исследование проводили в Москве, респондентами выступили столичные учителя – работники московских школ, которые на сегодняшний момент не испытывают трудностей в поиске учебных материалов и имеют хорошо оборудованные рабочие места для проведения занятий на высоком уровне, широкий спектр возможностей как для их развития и личностного самосовершенствования, так и профессионального развития. Однако представленная картина показывает, что этого недостаточно, что необходимо говорить о профилактике и коррекции профессионального выгорания педагогов.Есть такие вопросы:     Кто виноват, что происходит профессиональное выгорание?     Почему есть немалое количество педагогов, которые через 5-7 лет после начала своей профессиональной деятельности начинают задумываться о смене профессии?     Почему у вчерашнего энтузиаста пропадает интерес к работе и он превращаются в урокодателя?    Почему педагоги, такие улыбчивые в начале учебного года, начинают становиться агрессивными уже к окончанию первой четверти, а то и срываться на учеников и коллег?На них каждый из нас должен дать в первую очередь себе ответ на эти вопросы.А вот ответы на вопрос, что можно сделать, чтобы минимизировать риски профессионального выгорания, надо искать всем миром. Этот вопрос необходимо задать властям, учреждениям профессионального образования и переподготовки педагогических кадров, руководителям образовательных организаций, в которых работают педагоги, профсоюзной организации и самому учителю.Качество жизни – возможность предотвращения синдрома профессионального выгорания. Его обеспечивают в первую очередь:    решение жилищных проблем педагогических работников, в частности, выполнением ФЗ-273 (ст. 47 п. 5);    стабильность и конкурентоспособность уровня оплаты труда;    создание условий для психологической разгрузки педагогов (необходимость сегодня – создание психологических центров для помощи педагогам);    организация возможностей для сохранения и укрепления здоровья педагогов и обеспечение их отдыха;    обеспечение высокого статуса педагогической профессии – все это в силах властей.К сожалению, эти проблемы в отношении различных профессиональных групп, в том числе педагогов, не решают совсем или решают очень слабо, это отдано в руки самого педагога: заработная плата выросла, так купи себе все сам.     На самом деле даже московский учитель со средней заработной платой в 70 тысяч рублей не может без особых условий, без помощи государства или Правительства Москвы купить себе квартиру, съездить с семьей на отдых или получить без очереди и напряжения высококачественную медицинскую помощь.Необходимо, чтобы профильные учебные заведения и курсы повышения квалификации:    внесли в учебный план дисциплины и тренинги по повышению стрессоустойчивости, конфликтологии, сохранению психологического здоровья;    формировали компетенции учителя, обозначенные в профессиональном стандарте педагога, особенно в областях возрастной психологии детей, здоровьесберегающих технологий и вопросах инклюзивного образования.Руководитель образовательной организации может и должен:    проводить грамотно профессиональный отбор, расстановку и ротацию кадров;    рационально распределять нагрузку;    способствовать повышению квалификации педагогов, которая включает траекторию профессионального развития и карьерного роста;    обеспечивать безопасность и хорошую оснащенность рабочего места;    не загружать учителя лишней отчетностью, а следовательно, не повышать занятость и без того загруженного учителя;    создавать систему мотивации работников, включая поощрение и награждение работников;    обеспечивать для педагога ситуацию успеха и поддержки со стороны коллег;    создавать и развивать корпоративную культуру;    обеспечивать психологическую разгрузку педагогов, создавая места отдыха для педагогических работников (создание кабинета психологической разгрузки в каждом здании образовательной организации).К сожалению, начало каждого учебного года для многих педагогов – время стресса. Так бывает, когда неожиданно меняют нагрузку, а то и должность, когда меняют режим рабочего времени без достаточных оснований. Все это отражается на учителе и его учениках, и здесь на помощь педагогу может и должна прийти профсоюзная организация:    отслеживая условия труда работников (рабочие места, графики работы, нагрузку), выполнение работодателем трудового законодательства и других нормативных актов, касающихся особых условий труда;    участвуя в организации повышения квалификации педагогов, их аттестации;    отслеживая и участвуя в организации медосмотров;     создавая доброжелательный климат в коллективе;    организуя проведение тренингов психологической разгрузки, снижения стрессоустойчивости, профилактики эмоционального выгорания вместе с администрацией;    предлагая социальные программы членам профсоюза по организации отдыха, досуга и укрепления здоровья;    разрабатывая совместно с администрацией дружелюбные по отношению к работнику локальные нормативные акты;    формируя и развивая корпоративную культуру.Конечно, многое зависит от самого педагога, поэтому он должен:    быть открытым для нового;    повышать собственную самооценку;    участвовать в семинарах, конференциях, съездах, обмениваться опытом;    не бояться отстаивать свои позиции;    владеть технологиями тайм-менеджмента;    владеть технологиями планирования и контроля собственной траектории профессионального развития;    встречаться и общаться с людьми не только своей профессии;    повышать свою квалификацию;     при необходимости пользоваться правом на длительный отпуск.Профессиональное выгорание педагогов – комплексная проблема, требующая системного подхода, которую можно решить, только объединив усилия власти, работодателя, профессионального союза и педагога. Нельзя экономить на педагогах! Только здоровый, увлеченный своей работой учитель может воспитать успешного ученика!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту