Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Профессиональная депрессия

Учительская газета, №5 от 3 февраля 2009. Читать номер
Автор:

Как бороться с профессиональным выгоранием? Этот вопрос актуален для педагогов всегда, но зимой особенно, поскольку зимний холод так и норовит забраться в душу. Как конкретно руководитель школы может помочь своим учителям? В чем заключаются наиболее действенные способы борьбы с депрессией? Чтобы ответить на эти вопросы, мы пригласили в Директорский клуб психолога.

Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область: Снимается… стресс

На днях наша преподавательница русского языка, зайдя в учительскую, радостно объявила: «Я – миллионер!» Многие удивились. Оказалось, столько положительных эмоций принесло ей поступление оборудования в кабинет литературы и русского языка по проекту администрации Псковской области «100 базовых школ». Конечно, в каждом коллективе должны быть такие люди: они своим энтузиазмом, темпераментом делают ярче наши привычные будни, «заражают» приподнятым настроением своих коллег. Я, как директор, это только приветствую и обращаю внимание других на оптимизм энтузиастов, на тот огонек, который они несут в себе каждый день в школу…

И все-таки трудно быть оптимистом всегда. Психологическая усталость возникает у людей из-за стремительного образа жизни, ухудшающейся экологии и постоянных стрессов. А профессия учителя такова, что в течение рабочего дня он должен быть постоянно в движении, в общении. Бывает, за урок не присядешь, а на перемене надо присматривать за подопечными, готовить какие-нибудь документы, беседовать с родителями. За день нашагаешь по школе километров пять-шесть! По степени усталости труд учителя можно сравнить с работой грузчика. Это чувство нужно уметь снимать.

Для эмоциональной разгрузки и улучшения настроения в педагогическом коллективе мы организуем поездки, например, в исторические Пушгоры или в Великолукский драматический театр. К сожалению, нет пока средств на оборудование комнаты психологической разгрузки. У нас есть учительская, но разговоры в ней – все о школе, об учениках, а в комнате отдыха с удобной мебелью, аквариумом, огромным количеством цветов приятно будет просто послушать музыку… Ну что ж, зато для укрепления организма мы можем предложить своим коллегам занятия на спортивных тренажерах, ведь, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух.

Я думаю, что депрессия у учителей чаще бывает во время летних каникул, когда начинаешь уставать от отдыха, если никуда не уезжаешь из дома. Не хватает общения с коллегами, детьми. Тогда начало учебного года приносит много положительных эмоций, а потом дни бегут за днями, мелькают учебные недели, месяцы, четверти, и о депрессии даже подумать некогда. Пожалуй, лучшее средство от нее – работа с удовольствием.

Светлана БАБИЧ, заместитель директора лицея № 137, Омск: Рецепт от усталости – работа плюс творчество

На мой взгляд, депрессию можно снять двумя методами – работой и творчеством, а усталость от работы – другой работой.

Учительская профессия требует напряжения, если не подходить к ней творчески. Усталость возникает тогда, когда человек трудится через силу, а не в радость себе и людям. Но, кроме уроков, есть же праздники, исследования, культпоходы с детьми в театры и музеи, поездки за город. Это, конечно, не дает учителям расслабляться, зато заряжает энергией.

Мы организовали проект, которого нет ни в одной школе Омска: выпускаем литературно-художественный журнал «Жемчужинки». Радостно, что в нем теперь не только детские работы – стихи, рисунки, рассказы, но и творения родителей и учителей. Изначально мы хотели раскрыть таланты ребят, но получилось, что открылись и взрослые. А что творцу может быть приятнее признания?

Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета: Когда в душе поселяется холод

Гнилая зима…. Утром идешь на уроки и вечером возвращаешься из школы в кромешной тьме. Что-то случилось с климатом. Что-то случилось с людьми. В учительской всполохом – мимолетный конфликт, чьи-то слезы. Усталость непомерная навалилась: утром, не успев встать с постели, уже чувствуешь ее. Когда входишь в класс, вдохновляешься, но потом – как выжатый лимон. А дома еще надо проверять тетради, готовить уроки для завтрашнего дня…

Что это такое? Описанное состояние называют психологической усталостью. Она часто возникает, когда об отпуске все забыли, на улице неизменный холод, а в душе поселяется уныние от однообразия будней. Психологи различают понятия утомления и усталости. Утомление – это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности. Если ежедневные усилия превышают возможности отдыха, человек приходит в состояние хронического утомления, которое ведет к головным болям, отсутствию аппетита, бессоннице. Хроническое утомление в крайних формах может перейти в разряд патологических состояний (астенический синдром, невроз), что требует уже медицинского вмешательства. Усталость – психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Однако усталость может возникать и без утомления.

Причины психологической усталости у педагогов могут быть внешними и внутренними. К внешним можно отнести интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, нравственную и юридическую ответственность за детей. Зимой нужно учесть влияние на организм недостатка солнца, авитаминоз. К внутренним факторам можно отнести личные проблемы или индивидуальные психологические особенности самого человека – например, слишком большую сдержанность и переживание ситуации «в себе» или крайне высокую восприимчивость, заставляющую переживать «по поводу и без».

Как с этим быть? Конечно, бороться – всем миром и индивидуально. Администрации школы нужно постараться не перегружать учителей, в том числе во время каникул, заботиться о благоприятном климате в коллективе, устраивать корпоративные развлечения.

Наилучшим способом преодоления усталости и восстановления работоспособности является отдых. Возможно, следует обратиться к врачу. А вообще-то, на мой взгляд, нужен прорыв!

Прорыв в свет: включите яркие и разнообразные лампочки. Зажгите на обеденном столе свечи! Или сходите вечером в магазин, где продают люстры, и полюбуйтесь их волшебным сиянием. Ведь недаром существует традиция рождественских иллюминаций – кроме увеселительной функции она имеет и психотерапевтическую: как средство борьбы с депрессией.

Прорыв в движение: ходите пешком подальше и подольше, катайтесь на лыжах и коньках, устройте со своими детьми баталию снежками. Сходите в баню или бассейн – усталость как водой смоет.

Прорыв в праздник: устройте домашний карнавал или рыцарский турнир с подушками. Не стесняйтесь стать на краткий миг ребенком – потанцуйте, даже покричите, встаньте на голову, если позволяет здоровье. Переверните всё с ног на голову, вырвитесь из будней!

Прорыв в творчество: порисуйте карандашами или красками, напишите стихотворение, сказку, что захочется.

Прорыв в новые впечатления: сходите на экскурсию, в театр, на концерт, в гости. Устройте шоппинг – не обязательно покупать, можно просто поразвлекаться примерками. Можно обновить квартиру, выбросив хлам или переставив мебель.

Прорыв в одиночество: отправьте домашних к бабушке в деревню на выходные и посвятите это время себе – вы это заслужили. Если отправить некуда, объявите домашним, что сегодня вы ленитесь, залягте на диван с любимой книгой, и пусть они выживают сами.

Прорыв в новый имидж: смените прическу, цвет волос, наденьте что-то новое.

Последний совет – купите витамины, желательно с селеном.

Желаю всем вам удачи и хорошего зимнего настроения!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту